31. Проблема цели педагогики. Технология постановки цели. Классификация целей и задач. Таксономия целей.
Образование как целостный педагогический процесс имеет целенаправленный характер. Цель образования определяет содержание, методы, формы, средства, результаты педагогического взаимодействия. Проблема целеполагания – одна из важнейших проблем педагогики, которая выражается в соотношении количества и качества абстрактного и конкретного в постановке единой цели.
Определение целей и задач воспитания и обучения имеет огромное теоретическое и практическое значение, поскольку непосредственно влияет на разработку педагогической теории и определение основных педагогических концепций.
2. Формулировка цели должна отвечать следующим требованиям:
– быть достижимой и реалистичной, соотнесенной с возможностями;
– быть понятной и недвусмысленно сформулированной;
– быть полной по содержанию, т. е. обладать определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности; необходимо так задать характеристики, которыми должен обладать ожидаемый результат, чтобы можно было проверить достигнута цель или нет;
– быть измеряемой, т. е. иметь возможность операционально определять и контролировать ожидаемый результат;
– иметь временную определенность, т. е. срок исполнения;
– соответствовать мотивам субъекта деятельности, т. е. мотивировать действия обучающегося в необходимом направлении.
3.Цель педагогического процесса (обучения, воспитания) – это предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия. Понятия «цель педагогического процесса» и «задача педагогического процесса» различаются, во-первых, масштабом своего значения по отношению к результату педагогического процесса и, во-вторых, временными рамками. Для достижения цели требуется более продолжительный отрезок времени. Задача – это ближайшая цель. Цель определяет стратегию педагогического процесса, а задачи – его тактику.
Классификация педагогических целей:
Стратегические (главная, конечная, наиболее значимая)
Тактические(этапная, промежуточная).
Классификация педагогических задач:
1) стратегические задачи (сверхзадачи, которые отражают общую цель воспитания, формируются в виде некоторых эталонных представлений о качествах человека, задаются извне, вытекают из объективной потребности общественного развития, определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности);
2) тактические задачи (сохраняют свою направленность на итоговые результаты воспитания и образования учащихся, приуроченные к какому-либо этапу решения стратегических задач);
3) оперативные задачи (текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент педагогической деятельности).
Таксономия цели(Блум) – дерево цели – иерархия цели, т.е. последовательность.
Педагогическая таксономия включает:
познавательнуюобласть (когнитивную)
эмоционально-ценностную(аффективную)
двигательную(психомоторную).
Таксономия, охватывающая познавательную (когнитивную) область, включает в себя шесть категорий целей (с внутренним более дробным делением): знание, понимание,применение, анализ, синтез, оценка .
Таксономия, охватывающая эмоционально-ценностную (аффективную) область, включает цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира. Сюда относятся такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование ценностного отношения, проявление его в деятельности.
Двигательная (психомоторная) область содержит цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Сюда относятся навыки письма, речевые навыки, умения пользоваться приборами и инструментами; цели, выдвигаемые в рамках физического воспитания, трудового обучения.
- 1. Педагогика как наука. Предмет, объект, задачи и методологические основы.
- 2. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Цели и задачи.
- 3. Категории педагогики и социальной педагогики.
- 4. Сущность воспитания как педагогического процесса. Его закономерности и принципы.
- 5. Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект социализации.
- 6. Агенты социализации. Механизмы социализации человека.
- 7. Факторы социализации.
- 8. Семья как социальный институт. Особенности современной семьи.
- 9. Социально-педагогическая помощь семье.
- 10. Социальное воспитание. Цель, задачи, объект социального воспитания. Личность как субъект социального воспитания.
- 13. Социальная адаптация и дезадаптация. Виды дезадаптации, причины и проявление дезадаптации.
- 14.Девиация как социально-педагогическая проблема. Типология отклоняющего поведения. Причины, факторы, обуславливающие девиантное поведение.
- Причины девиантного поведения
- 15. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Виды социальных норм, типы отклонения.
- 16. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей. Категории детей без попечения родителей, выявление этих детей. Формы устройства этих детей.
- 18. Социально-педагогическое проектирование. Виды и структура проектов. Детское социальное проектирование.
- 19. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.
- Особенности технологий социальной работы
- 20. Основные международные документы по защите детства. Социальная защита детства в рф. Объекты, субъекты социальной защиты. Формы и методы социальной защиты.
- 21. Диагностический инструментарий социального педагога.
- 22. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе.
- Школьный социальный педагог:
- Обязанности школьного социального педагога :
- Социальный педагог имеет следующие права:
- Основные методы и направления работы школьного социального педагога:
- 23. Самоопределение и профориентация школьников.
- 24. Табакокурение, наркотиколизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности.
- Причины табакокурения
- 2. Наркотизация
- Причины наркотизации подростков
- 3. Алкоголизация
- Причины подросткового алкоголизма
- Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности
- 25. Одаренный ребенок, виды и признаки одаренности. Педагогические подходы к работе с одаренными детьми.
- 26. Детское движение. Детские общественные организации и объединения как фактор развития личности ребенка. Виды детских объединений.
- 27. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Цели и задачи педагогических программ в сфере педагогического образования. Работа социального педагога в микрорайоне.
- 28. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога. Требования к педагогу. Педагогическая культура и этика социального педагога.
- 29. Общение как фактор социализации. Его виды, функции, структура. Пути формирования коммуникативной компетентности (детей).
- 31. Проблема цели педагогики. Технология постановки цели. Классификация целей и задач. Таксономия целей.
- 32. Деятельность как способ существования человека. Ее виды и уровни сформированности. Деятеностный подход к развитию личности.