Особенности технологий социальной работы
Во-первых, это самые наукоемкие технологии. Разработка каждой требует огромного объема информации, специальной селекции, обращения к результатам научных достижений.
Во-вторых, это трудно алгоритмизированные технологии.
В-третьих, у технологий социальной работы вероятностный характер результатов. К такой ситуации должна быть готовой каждая из сторон взаимодействия. Если клиенты социальной службы, познакомившись с технологией укрепления семьи, решат, что для этого достаточно "рая в шалаше", то они окажутся в плену созданной ими же ловушки.
В-четвертых, технологии социальной работы - особый вид профессиональной деятельности. Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами. Результативность технологий определяется тем, насколько специалисты социальной работы оснащены человековедческими знаниями и умеют ими практически пользоваться. Человековедческие знания и умения, непосредственно ориентированные на социальное самоутверждение человека, на самореализацию его творческого потенциала.
Социальная работа, таким образом, является социальной технологией, но в то же время она сама является технологичной деятельностью. Исходя из положения о том, что социальная работа - это процесс, можно выделить основные ее признаки как социальной технологии, а именно: структурируемость, концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость.
Структурируемость социальной работы как технологии в максимальной степени связана с формами и методами профессионального субъектно-объектного взаимодействия.
Управляемость технологиями социальной работы предполагает возможность осуществления диагностического анализа, целеполагания, планирования, проектирования, варьирования средств и методов работы с человеком.
Активная деятельность или активность субъекта в поиске выхода из трудной жизненной ситуации зависит от многих факторов:
- настройки субъекта на преодоление ситуации;
- социально-экономического, социально-психологического и социального (статусного) положения субъекта;
- разветвленной системы социальных учреждений и социальных служб, вызывающих доверие у человека и способных оказать ему профессиональную услугу, внимание, содействие или помощь;
- правового механизма, существующего в обществе и обеспечивающего правовое регулирование деятельности социальных служб и учреждений.
Результативность процесса социальной работы обусловлена следующими принципами:
o принцип соответствия, согласно которому в процессе работы необходимо учитывать особенности ресурсов уровня его бытия;
o принцип взаимодействия, который определяет, что выбор способа взаимодействия зависит от того, на какой ресурс человека он ориентирован;
o принцип ориентации, который отражает положение, что каждому уровню бытия человека должен соответствовать свой процесс социальной работы;
o принцип взаимодеятельности, который определяет, что процесс работы с человеком может достигнуть цели только при условии взаимодеятельности субъектов на основе целеполагания.
Многообразие технологий социальной работы не исключает возможности их классификации и типизации.
Кроме этого следует различать технологии психосоциальной, социально-медицинской, социально-педагогической, военно-социальной работы.
Это технологии, применяемые для решения конкретных проблем алко- и наркозависимых, лиц без определенного места жительства, лиц с отклонениями психического здоровья, безработных, в работе с инвалидами, семьей, пожилыми людьми и т. д.
Особое место в определении технологий социальной работы принадлежит понятию "социальная практика". Это организационно-правовое и функционально-прикладное оформление технологии. К ним относятся: "Социальное такси", "Социальный патруль", "Школа безопасности", "Школа наставничества", "Школа профессионального мастерства" и т. д.
- 1. Педагогика как наука. Предмет, объект, задачи и методологические основы.
- 2. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Цели и задачи.
- 3. Категории педагогики и социальной педагогики.
- 4. Сущность воспитания как педагогического процесса. Его закономерности и принципы.
- 5. Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект социализации.
- 6. Агенты социализации. Механизмы социализации человека.
- 7. Факторы социализации.
- 8. Семья как социальный институт. Особенности современной семьи.
- 9. Социально-педагогическая помощь семье.
- 10. Социальное воспитание. Цель, задачи, объект социального воспитания. Личность как субъект социального воспитания.
- 13. Социальная адаптация и дезадаптация. Виды дезадаптации, причины и проявление дезадаптации.
- 14.Девиация как социально-педагогическая проблема. Типология отклоняющего поведения. Причины, факторы, обуславливающие девиантное поведение.
- Причины девиантного поведения
- 15. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Виды социальных норм, типы отклонения.
- 16. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей. Категории детей без попечения родителей, выявление этих детей. Формы устройства этих детей.
- 18. Социально-педагогическое проектирование. Виды и структура проектов. Детское социальное проектирование.
- 19. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.
- Особенности технологий социальной работы
- 20. Основные международные документы по защите детства. Социальная защита детства в рф. Объекты, субъекты социальной защиты. Формы и методы социальной защиты.
- 21. Диагностический инструментарий социального педагога.
- 22. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе.
- Школьный социальный педагог:
- Обязанности школьного социального педагога :
- Социальный педагог имеет следующие права:
- Основные методы и направления работы школьного социального педагога:
- 23. Самоопределение и профориентация школьников.
- 24. Табакокурение, наркотиколизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности.
- Причины табакокурения
- 2. Наркотизация
- Причины наркотизации подростков
- 3. Алкоголизация
- Причины подросткового алкоголизма
- Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности
- 25. Одаренный ребенок, виды и признаки одаренности. Педагогические подходы к работе с одаренными детьми.
- 26. Детское движение. Детские общественные организации и объединения как фактор развития личности ребенка. Виды детских объединений.
- 27. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Цели и задачи педагогических программ в сфере педагогического образования. Работа социального педагога в микрорайоне.
- 28. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога. Требования к педагогу. Педагогическая культура и этика социального педагога.
- 29. Общение как фактор социализации. Его виды, функции, структура. Пути формирования коммуникативной компетентности (детей).
- 31. Проблема цели педагогики. Технология постановки цели. Классификация целей и задач. Таксономия целей.
- 32. Деятельность как способ существования человека. Ее виды и уровни сформированности. Деятеностный подход к развитию личности.