logo
Voprosy_po_sotsialnoy_pedagogike (1)

1. Педагогика как наука. Предмет, объект, задачи и методологические основы.

Педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий. Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания. Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Объект – человек

Педагогика наука антропологическая, т.к. предметом изучения является человек;

Это наука – империческая (опытная); Это наука диалектическая (развивающая)

Функции педагогики: 1. Аналитическая функцияЭто теоретическое изучение, описание и объяснение сущности противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса образования человека. Анализ, обобщение, интерпретация педагогического опыта. 2. Прогностическая функция Она обеспечивает научно-обоснованного целеполагания и планирования и развития системы образования, эффективное управление образовательной политикой. 3. Проектно-конструктивная функция Разработка новых технологий педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности, внедрение результатов педагогических исследований в практику. Научно-методическое обеспечение управления образования.

Задачи педагогики: 1.Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания. 2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса. 3.Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей. 4. разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления. 5.Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей. 6.Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Отрасли педагогики: дошкольная педагогика школы профессиональная школьная гигиена производственная военная семейная этнопедагогика исправительно- трудовая