5. Медицинская и социальная модели инвалидности. Философия независимой жизни.
Инвалидность – социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.Медицинская модель определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья, имеющихся у ребенка. Основное направление деятельности в рамках медицинской модели – устранение нарушений с помощью хирургического и терапевтического вмешательства.В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью – это проблема.От детей с инвалидностью в рамках рассматриваемой модели ожидается, что они приспособятся к существующей среде и обществу. И зачастую забывают о том, что у них также есть права человека, в частности – право быть принятыми такими, какие они есть, и право на получение дошкольного и школьного образования.Если ребенок не может выполнять некое функциональное задание или действие из-за имеющегося нарушения, проблему ищут не в том, что оно не продумано и его надо лучше организовать, а в самом ребенке, который не может это действие произвести.В рамках социальной модели люди с инвалидностью – это люди с нарушениями здоровья, однако к категории инвалидов они причислены по причине существующих в обществе организационных барьеров, предрассудков и стереотипов. Социальная модель пропагандирует равноправие всех детей и предоставление всем равных возможностей при получении образования. Следовательно, для устранения барьеров должны меняться социальные условия, сами школы и образовательные учреждения, обеспечивая равные права и возможности для всех. Социальная модель рассматривает барьеры в обществе, не позволяющие ребенку на равных участвовать в его жизни, как основную причину, которая делает человека инвалидом.«Инвалидность – это потеря или ограничение возможностей нормальной жизни в обществе на равных с остальными его членами из-за физических или отношенческих барьеров». Позиция по отношению к инвалидности и дискриминация инвалидов созданы обществом.Понимание и принятие социального подхода к инвалидности позволяет повышать самооценку людей с инвалидностью и дает им второе дыхание в их борьбе за равные права и возможности.Философия независимой жизни. Декларация независимости инвалида (краткие тезисы). Норман КЮНК, американский активист движения в защиту прав инвалидов. •Не рассматривайте мою инвалидность как проблему. •Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется. •Не рассматривайте меня как пациента, потому что я просто ваш соотечественник. •Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права. •Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность. •Не учите меня быть покорным, смиренным и подобострастным. Не делайте мне одолжения. •Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются люди с инвалидностью, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним. •Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество. •Помогите мне познать то, что я хочу. •Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше. •Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом. •Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие. •Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения. •Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями. •Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения. •Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте. «Да, некоторые части тела или ум несколько ограниченны в способностях. Это является нарушением. Однако это не делает из нас нелюдей. К сожалению, большинство не может принять нас такими, какие мы есть. Это ваше невежество, незнание, предрассудки, стереотипы, барьеры и дискриминация делают нас инвалидами».
- 1.Основные понятия дефектологии: инвалидность, дети с особенностями психофизического развития, дети с отклонениями в развитии.
- 2. Основные понятия дефектологии: компенсация и коррекция
- 4.Нормативные документы: «Кодекс об образовании», «Конвенция о правах инвалидов», «Саламанская декларация».
- 5. Медицинская и социальная модели инвалидности. Философия независимой жизни.
- 7. Безбарьерная образовательная среда, условия ее обеспечения.
- 8. Понятие толерантности, виды толерантности и способы оценки уровня развития толерантности.
- 10. Дети с интеллектуальной недостаточностью. Классификация интеллектуальной недостаточности.
- 12. Особенности обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 11. Дети с деменцией и дементным синдромом.
- 13. Дети с трудностями в обучении: задержанное психическое развитие.
- 14. Классификация форм задержки психического развития.
- 15. Этиология и классификация нарушений слуха. Психическое развитие детей с нарушениями слуха.
- 16. Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
- 6. Основные проблемы (барьеры), с которыми сталкивается ребенок с опфр и его семья.
- 17. Этиология и классификация нарушений зрения. Психическое развитие детей с нарушениями зрения.
- 18. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
- 28. Понятие специального образования. Система специального образования в рб.
- 29. Виды специальных учреждений образования для разных категорий детей с опфр.
- 30. Характеристика деятельности Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (цкрОиР).