7. Безбарьерная образовательная среда, условия ее обеспечения.
Безбарьерная среда - комплекс мер для обеспечения доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества. Безбарьерная образовательная среда - доступная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться. Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения. Условия обеспечения безбарьерной образовательной среды. Для оптимального обеспечения учебного процесса д.б. создана безбарьерная среда как внутри здания, так и на прилегающей к нему территории: оборудование входных путей, путей перемещения внутри здания, создание комплексной информационной системы для ориентации и навигации в пространстве здания, оборудование санитарно-гигиенических помещений. Методика обучения в лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации, создание комфортного психологического климата в коллективе. Должна быть обеспечена специальная материально – техническая база для детей с разными нарушениями (специальные пособия, оборудование). Должно быть обеспечено психолого – педагогическое сопровождение детей с нарушениями. Должна быть создана адаптированная коррекционно-развивающая среда обучения.
- 1.Основные понятия дефектологии: инвалидность, дети с особенностями психофизического развития, дети с отклонениями в развитии.
- 2. Основные понятия дефектологии: компенсация и коррекция
- 4.Нормативные документы: «Кодекс об образовании», «Конвенция о правах инвалидов», «Саламанская декларация».
- 5. Медицинская и социальная модели инвалидности. Философия независимой жизни.
- 7. Безбарьерная образовательная среда, условия ее обеспечения.
- 8. Понятие толерантности, виды толерантности и способы оценки уровня развития толерантности.
- 10. Дети с интеллектуальной недостаточностью. Классификация интеллектуальной недостаточности.
- 12. Особенности обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 11. Дети с деменцией и дементным синдромом.
- 13. Дети с трудностями в обучении: задержанное психическое развитие.
- 14. Классификация форм задержки психического развития.
- 15. Этиология и классификация нарушений слуха. Психическое развитие детей с нарушениями слуха.
- 16. Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
- 6. Основные проблемы (барьеры), с которыми сталкивается ребенок с опфр и его семья.
- 17. Этиология и классификация нарушений зрения. Психическое развитие детей с нарушениями зрения.
- 18. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
- 28. Понятие специального образования. Система специального образования в рб.
- 29. Виды специальных учреждений образования для разных категорий детей с опфр.
- 30. Характеристика деятельности Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (цкрОиР).