logo
1_2_4-19

13. Дети с трудностями в обучении: задержанное психическое развитие.

Задержанное психическое развитиевид отклоняющегося развития, при котором наблюдается замедление темпа психического развития, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, или замедление темпа формирования различных характеристик когнитивной и эмоционально-личностной сфер.

Группа детей с ЗПР выделилась относительно недавно – в середине 20 века (1950-1960гг). В обычной школе были дети, которые плохо усваивали материал программы (1-я группа процессов), а во вспомогательной школе, обнаруживались дети, которые обучались лучше, чем остальные больные дети (2-я группа процессов). Таких детей начали называть детьми с трудностями в обучении, а позже в отечественной специальной психологии для их обозначения появился термин «задержка психического развития» (промежуточная группа – дети с пограничной интеллектуальной недостаточностью). В системе специального образования создавались классы и школы для детей с задержкой развития, специальные дошкольные учреждения, группы в массовых детских садах. Были разработаны программы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. В соответствии с этими программами обучение детей происходило в более медленном темпе по сравнению с обучением нормально развивающихся детей.

Задержка психического развития – определение для сборной группы разнородных нарушений. При задержке психического развития наблюдается нарушение темпа качественной перестройки психических функций, при ко­тором психика ребенка сохраняет организацию более раннего возраста. Термин «задержка» имеет два аспекта: 1-й аспект – временной – несоответствие уровня развития возрастным нормам; 2-й – временный – возможность преодоления задержки развития с возрастом при ус­ловии создания адекватных условий для развития детей.

Клиническая характеристика. У детей с ЗПР отсутствует грубое органическое поражение головного мозга. В большинстве случаев диагностируются легкие неврологические симптомы в виде повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, повышенного мышечного тонуса, признаки двигательной неловкости. Поэтому говорят, что это дети с «минимальной мозговой дисфункцией» (ММД) - у них имеется легкое поражение головного мозга, которое вызывает его дисфункцию, то есть нарушение нормального функционирования. ММД может быть следствием множества этиологических факторов, действие которых относится к периоду перинатального развития (от 28 недель беременности до родов), а также в первые месяцы жизни ребенка, когда вредоносные факторы действуют на уже достаточно сформированный мозг, вызывая его поражение, а не недоразвитие. Эти органические поражения могут быть вызваны внутриутробной гипоксией плода, асфиксией, недоношенностью, результатом травматического, инфекционного и токсического поражения головного мозга на ранних этапах развития ребенка. Тяжелые последствия для мозга имеют травмы, и даже микротравмы головного мозга, которые приводят к изменениям его функционирования, и поэтому вызывают ЗПР.ЗПР может быть вызвана тем, что нервная система длительное время остается незрелой, и психика ребенка также сохраняет черты незрелости. Задержка развития ребенка вызывается также педагогической запущенностью и длительными хроническими соматическими заболеваниями (нет органического поражения мозга, а есть нарушение функционирования созревающего мозга).

Дети с задержкой развития длительное время могут считаться совершенно обычными детьми и отличаться от нормально развивающихся сверстников лишь большей непосредственностью поведения, неусидчивостью, более «детским» типом поведения. Такие особенности легко объяснить и индивидуальностью ребенка, поэтому вплоть до поступления в старшие группы детского сада или в школу эти дети могут не выделяться среди других детей. Трудности становятся заметными, когда дети сталкиваются с необходимостью усвоения обязательной учебной программы, так как они медленнее усваивают учебный материал, им требуется большее число повторений, и они быстро забывают его. А дети старшего дошкольного возраста оказываются неготовыми к школьному обучению. При поступлении в школу такие дети продолжают вести себя как дошкольники, а игра остается основным объектом их интереса, учебная мотивация отсутствует или слабо выражена.Интересы детей сосредоточены вне учебной деятельности. Все, что связано с учебной работой, им дается трудно, поэтому не вызывает у них интереса. Однако эти дети любят подвижные игры и занятия физкультурой. Такие дети эмоциональны, впечатлительны, непоседливы, импульсивны, они с трудом подчиняются установленным правилам поведения, поэтому их поведение отличается непосредственностью. Дети быстро утомляются, они не выдерживают длительного напряжения и занятий, требующих умственных усилий, тяжело переключаются с одного способа работы на другие, от одних условий выполнения задания к другим. В условиях массовой школы дети понимают свои отличия от других детей, остро переживают свою несостоятельность, и это является еще одной причиной их нежелания посещать школу. Родители таких детей отмечают их неловкость, у них «все валится из рук», они часто падают, им трудно выполнять работу, требующую тонких движений рук и пальцев, например, рисовать, лепить, вырезать, они отличаются неаккуратностью во всем, что делают.Сильные стороны детей с ЗПР обнаруживаются при отсутствии утомления и истощения. Дети хорошо проявляют себя при выполнении доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. Дети способны самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи, они могут сравнительно быстро понять учебный материал, правильно выполнять упражнения, исправлять ошибки в работе, внимательно выслушивать объяснения, стремятся понять задачу, учебный материал.