Специальная педагогика
Специальная педагогика: предмет, объект, субъект, цели, задачи. Понятийное поле специальной педагогики.
Специальная педагогика как теория и практика специального образования лиц с отклонениями в развитии. Специальная педагогика как область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психофизическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни. Связь общего и специального образования, взаимосвязь общей и специальной педагогики, обусловленной единством базовых педагогических категорий: воспитание, обучение, развитие, образование, принципы, методы, технологии, формы, средства, условия. Понятийное поле, терминологический аппарат специальной педагогики, его подвижность, развитие. Корреляция (взаимоотношение) понятий «дефектология» (интегративная область научного знания, соединяющая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований развития и обучения детей), «лечебная педагогика» (специальная педагогика с медицинским сопровождением), «коррекционная педагогика», «специальная педагогика». Использование в специальной педагогике терминологии из смежных областей знания (психологии, медицины, социологии и др.). Корреляция понятий «человек с ограниченными возможностями здоровья», «ребенок с особыми образовательными потребностями», «инвалид» и др.
Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Объект специальной педагогики как специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями, как социокультурный, педагогический феномен. Понятие о субъекте как человеке с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности и предмете специальной педагогики как теории и практике специального образования. Понятие о цели как достижении развивающейся личностью социализации и самореализации, сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. Цели общего уровня и специфические конкретные задачи в специальной педагогике.
Принципы, методы и формы специальной педагогики.
Принципы специального образования как системы наиболее общих, существенных и устойчивых требований. Принципы как система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями. Характеристика основных принципов специальной педагогики: принцип педагогического оптимизма, принцип ранней педагогической помощи, принцип коррекционно-компенсирующей направленности, принцип социально-адаптирующей направленности образования, принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования, принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, принцип необходимости специального педагогического руководства
Специальные образовательные технологии развития и образования лиц с особыми образовательными потребностями. Методы обучения и их специфика в специальной педагогике. Характеристика групп методов обучения: перцептивные, логические, гностические. Факторы, определяющие отбор методов для коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими отклонения в развитии: возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной, отклонения в умственном развитии, сужающие возможности полноценного восприятия учебной информации. Отбор методов, помогающих наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т. е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей данного человека. Особенности использования практических и наглядных методов, формирующих сенсомоторную основу представлений и понятий о познаваемой действительности. Методы словесной передачи учебной информации как дополнительные методы учебной деятельности в школе 8 вида. Особенности метода беседы и метода работы с учебником. Использование дидактических игр и занимательных упражнений в коррекционном обучении.
Методы воспитания и их специфика в специальной школе. Классификация методов воспитания: информационные методы, практически-действенные методы, побудительно-оценочные методы. Отбор и композиция методов воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также характером и степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, участием семьи в воспитательном процессе. Формы и средства обеспечения коррекционно – образовательного процесса в системе специальной педагогики. Преимущественный характер использования индивидуальных и индивидуально-групповых форм организации обучения и воспитания. Место и особенности урока в коррекционной школе. Экскурсии, дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической работы (внеклассное чтение), самоподготовка (приготовление уроков в специальной школе-интернате). Вспомогательные формы организации педагогического процесса в специальной школе-интернате: проведение факультативов, кружковой и клубной работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования. Смотры, конкурсы, тематические вечера, походы и экспедиции).
Специфика использования средств обучения в коррекционной школе. Слово учителя как важнейшее средство обучения .Музыкальные средства обучения и воспитания учащихся. Изобразительные средства как богатейший источник знаний об окружающей действительности, о мире красок, образов, но и как способ выражения своих чувств, впечатлений, эмоций, своего внутреннего мира. Ручной труд как вид декоративно-прикладного искусства. Художественно-речевая деятельность и театрализованно-игровая деятельность. Требования к учебнику как средству обучения в специальных школах. Дидактический материал, используемый в коррекционно-образовательном процессе и его разновидности: предметный, изобразительный и словесный.
Технические средства обучения (ТСО): аудиовизуальные средства. Статические экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи, диапозитивы и др.), персональные компьютеры(ПК).
Система дошкольных учреждений специального образования: организационные принципы; типы специальных дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Дифференцированная система дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах – интернатах. Организационные принципы построения специального дошкольного образования: комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения, меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп, комплектование учреждения специалистами – дефектологами, специальные комплексные программы обучения и воспитания, перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами, организация специальных занятий, бесплатность Типология дошкольных образовательных учреждений и их характеристика:
– дошкольные образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (ДОУ);
– образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого–педагогической и медико – социальной помощи;
– оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа;
дошкольные отделения при специальных (коррекционных) школах и школах – интернатах.
Система специального школьного образования. Специальное обучение вне системы дифференцированного образования. Особенности содержания специальных образовательных стандартов.
Система специального школьного образования. Основные виды специальных школ и их характеристика (1-8 виды). Специальные образовательные стандарты, на основе которых образовательное учреждение разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Понятие о цензовом образовании. Определение ребенка в специальную школу по направлению органов управления образованием, согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Медицинское и психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, взаимодействие различных специалистов: диагностическая деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, охранительный режим, профконсультирование, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, занятия лечебной физкультурой. Процесс социального адаптирования, социальной интеграции учащихся. Трудовая и предпрофессиональная подготовка воспитанников. Занятия по социально-бытовой ориентировке. Содержание и формы подготовки: территориальные, этнонациональные и культурные потребности местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Специальное обучение вне системы дифференцированного образования. Специальные детские дома и школы – интернаты. Обучение детей – инвалидов в домашних условиях. Деятельность реабилитационных центров и логопедических пунктов. Реабилитационные центры различных профилей: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; социальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др. Оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Логопедический пункт: коррекция нарушений устной и письменной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями; распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей. Особенности содержания специальных образовательных стандартов.
Дифференцированное и интегрированное образование детей и подростков с нарушениями развития.
Современное понятие интеграции человека с особыми образовательными потребностями в обществе. Концепция «нормализации» как основание интеграции в образовании. Модели отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья: «Больной человек», «Недочеловек», «Угроза обществу», «Объект жалости», «Объект обременительной благотворительности», «Развитие». Закрепление принципов «нормализации» в международных правовых актах (Декларация прав ребенка, Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларация о правах инвалидов). Реализация идеи интеграции в специальном образовании за рубежом. Интеграционные процессы в России (90-е г. ХХ в. – наше время). Интеграция и инклюзия. Проблемы интеграции массового и специального образования. Идеи интеграции в новых образовательных стандартах массовой и специальной школ. Подготовка специалистов для реализации идей интеграции.
Модели интегрированного обучения: совместное обучение в обычном классе массовой школы, специальные классы в образовательных учреждениях общего назначения, классы коррекции для детей с задержкой психического развития, классы компенсирующего обучения. Интеграция и дифференциация детей и подростков с нарушениями развития.
Службы профориентации лиц с ограниченными возможностями. Послешкольное образование инвалидов.
Службы профориентации лиц с ограниченными возможностями. Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью. Индивидуальная программа реабилитации как комплекс мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. Участие в составлении программы медиков, психологов, педагогов, социальных работников, представителей службы занятости. Медико-социальная экспертиза: порядок обследования определение группы инвалидности, составление индивидуальной реабилитационной программы. Первая группа инвалидности: стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствиями травм или дефектов развития: нарушение способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве, способности к общению и контролю за своими действиями. Вторая группа инвалидности: стойкое, выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травм, дефектов развития, ведущих к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, контроля за своими действиями. Третья группа инвалидности: стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению способности к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению. Содержание и методы профориентационной работы в зависимости от характера и степени тяжести нарушения. Общие закономерности в организации и проведения профориентационной работы. Исследование внутренних и внешних факторов, позволяющих выявить способность человека с ограниченной трудоспособностью к той или иной деятельности: состояние эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сферы; развитие речи и коммуникативных навыков, значимых для профессиональной деятельности; характер изменений психологического и социально-психологического статуса человека, связанных с заболеванием, травмой или нарушением развития. Сведения о состоянии умственной и физической трудоспособности в связи с возможностью заниматься тем или иным видом труда.. Компьютерные технологии в диагностике профессиональной пригодности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Школьная система профориентации. Система среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями трудоспособности. Новые модели организации профориентации и профессиональной подготовки для обеспечения выпускников работой в современных рыночных условиях по востребованным на рынке труда специальностям: парикмахер, массажист, рабочий типографии, зубной техник, программист, рабочий подворья, флорист, сантехник, обувщик и др.
Современные информационные технологии работы с детьми, имеющими нарушения развития.
Понятие об информационных технологиях в современном образовательном процессе. Информатизация и компьютеризация специального образования: проблемы и перспективы. Особенности программных продуктов «Видимая речь – 3», «Дельфа-142», «Фонема» и др. Использование ПК в работе с незрячими и слабовидящими, глухими и слабослышащими детьми. Роль игры в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Характеристика оригинальных компьютерных программ для реализации игровых методов обучения (компьютерная игра для отработки навыков устного счета, компьютерная игра для закрепления правописания словарных слов, компьютерная игра для интерактивного контроля знаний учащихся, игра для отработки навыка заполнения деловых бумаг). Особенности дистанционного обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Подготовка будущего специалиста-дефектолога к работе с информационными технологиями.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
- 050714.65 «Олигофренопедагогика»
- Специальная педагогика
- Общие основы педагогики
- Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
- Сурдопедагогика
- Тифлопедагогика
- Организация и содержание специальной психологической помощи
- Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития
- Логопедия
- История олигофренопедагогики
- Методика преподавания русского языка
- Методика преподавания математики
- Методика преподавания ручного труда
- Методика преподавания естествознания
- Методика преподавания географии
- Методика преподавания изобразительной деятельности
- Методика преподавания истории