logo
Программа для экзамена ГАК

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Общая психолого-педагогическая характеристика развития умственно отсталых детей дошкольного возраста. Ранняя диагностика развития дошкольника с умственной отсталостью.

Характеристика дошкольного возраста (этап возрастной периодизации от 3-х лет до поступления в школу). Период наиболее стремительного психофизического развития ребенка, первоначального формирования качеств и свойств, делающих его человеком. Он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также овладения различными видами деятельности. низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоятельной ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену одного вида деятельности другим; нарушение связи между действием и словом; недостаточная осознанность действий; отсутствие фиксации опыта действия в слове и обобщения; несовершенство связи между основными компонентами познания - действием, словом и образом.

Особенности психического развития дошкольников с нарушением интеллекта (отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность). Развитие восприятия (совершенствование перцептивных действий - переход то практической ориентировки к перцептивной, усвоение систем сенсорных эталонов), неравномерное развитие восприятия: усвоенные эталоны нестойкие, отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую; мышления: наглядно-действенное мышление как самая ранняя стадия мышления характеризуется отставанием в темпе развития, отсутствие активного поиска решений, неумение ориентироваться в пространстве, использовать прошлый опыт, речевое сопровождение выступает как оценка результата действий; деятельности: игровая деятельность как продолжение предметной деятельности; продуктивная деятельность: изобразительная и конструктивная, развитие речи (предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам), характерно предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения; такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, которые в норме появляются в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка дошкольного возраста с умственной отсталостью) и общения, развитие личности.

Виды деятельности ребенка дошкольного возраста и их особенности при нарушении интеллектуального развития.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста: формирование фундаментальных психических процессов - восприятия, мышления, памяти и речи. Виды игр дошкольников с умственной отсталостью (предметные, дидактические - обучающие, игры отражающие труд взрослых, подвижные).

Особенности развития игры у ребенка с нарушением интеллекта: этапы формирование игры: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра. Место игрушки в организации игры, требования: дидактические свойства, полифункциональность, художественно-эстетическое оформление, коррекционно-развивающие свойства. Понятие игротеки, лекотеки.

Роль воспитателя в организации игры (замысел, мотив, руководство).

Продуктивная (изобразительная и конструктивная) деятельность ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Связь продуктивной деятельности дошкольников с УО с игрой. Развитие психических процессов – восприятия, мышления, памяти и речи.

Развитие элементов трудовой деятельности у детей с нарушениями интеллекта.

Методы обучения умственно отсталого ребенка дошкольного возраста, их характеристика. Основные принципы построения занятий в специальных дошкольных учреждениях.

Подход к отбору содержания обучения (опора на физиологические особенности).

Низкий уровень интереса к окружающему, недостаточная сформированность процесса восприятия, невозможность самостоятельной ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену одного вида деятельности другим; нарушение связи между действием и словом. Действия недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания - действием, словом и образом не совершенна.

Принципы построения занятий в специализированном ДОУ. Общие принципы: учет возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных периодов формирования психических функций; приобщение нетипичных детей ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции нормализации; оптимальное сочетание общеразвивающей работы с коррекционно-компенсаторной и абилитационно-реабилитационной педагогической деятельностью на основе учета структуры дефекта, степени и времени его возникновения, онтогенетических особенностей детей; постоянное изучение нетипичных детей в динамике их развития и выявление психических новообразований; создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе; равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе коррекционной работы; опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.

Частные принципы: принцип единства диагностики и коррекции развития; учет общих тенденций развития нормального и аномального ребенка, то есть нетипичный ребенок должен пройти все стадии онтогенетического развития, что и нормально развивающийся. Однако темпы развития детей с ограниченными возможностями иные; принцип развивающего характера коррекционного обучения. (ЗБР); принцип деятельностного подхода к обучению и воспитанию дошкольников с умственной отсталостью (проведение коррекционной учебно-воспитательной работы в русле ведущих видов детской деятельности: в игре, в изобразительной и конструктивной деятельности, в труде, в элементарных видах учебной деятельности.

Основные направления коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми дошкольниками, их характеристика.

Направления коррекционной учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста: формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта; физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей; формирование ментальных процессов (умственное воспитание): улучшение и развитие сенсорной сферы детей с умственной отсталостью; уточнение, расширение объема представлений об окружающем; формирование навыков умственной деятельности, развитие речи; формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью; трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей: занятия ручным трудом, воспитание навыков самообслуживания, воспитание уважения к труду взрослых; нравственное воспитание детей с умственной отсталостью; эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью; музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей; нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Система дошкольных учреждений специального образования: правила комплектования, организационные принципы.

Система дошкольных образовательных и реабилитационных учреждений для детей с умственной отсталостью дифференцированная: специальные учреждения системы общего (группы при ДОУ) и специального образования, Министерства здравоохранения или Министерства труда и социального развития.

Специальный детский сад, его задачи: диагностика уровня актуального и ближайшего развития, а также степени патологического состояния (заболевания, дефекта) детей поступающих в ДОУ и находящихся в нем; развитие, обучение и воспитание детей в соответствии с образовательной программой для ДОУ VIII вида; коррекция отклонений психофизического и социокультурного развития детей-дошкольников с умственной отсталостью; подготовка воспитанников учреждения к обучению в специальной образовательной коррекционной школе или школе - интернате.

Отбор детей в специализированное ДОУ: (от 3-х до 6-6,5 лет) с умственной отсталостью; легко приспособляемые в детском коллективе как в бытовом, так и в социальном плане; умение обслужить себя в социально-бытовом плане; сохранная моторика; доступность бытовой деятельности; отсутствие опасности для окружающих; запас элементарных представлений об окружающем; понимание обращенной речи и наличие собственной.

Комплектование групп специализированных детских садов. учреждения.

Подчиненность различным ведомствам: Министерство образования и науки (дети с легкими степенями умственной отсталости) по принципам: возрастной и опыт педагогической работы с такими детьми - группа первого года обучения и т.д., только одного возраста (10-12 человек). Министерство здравоохранения (психоневрологические санаториях) - дети распределяются в младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы ( до 16 чел.).

Традиционный вариант комплектования: деление 1 возрастной группы на подгруппы по степени выраженности интеллектуального дефекта (олигофрения в степени дебильности или имбецильности) - упрощение процесса образования; повышение его качество, эффективная подготовка детей-дошкольников к обучению в школе.

Кадровый состав. Три педагога: дефектологи и два воспитателя: воспитание и обучение дошкольников с умственной отсталостью в соответствии с требованиями образовательной программы. Дефектолог - ведущий педагог группы: индивидуальные и групповые занятия с детьми по формированию речи, счету, сенсорике; консультативная помощь родителям, методическая помощь воспитателям; ведение документации группы, при необходимости - организация работу и проведение медико-педагогического консилиума на группе. Воспитатели - помощники дефектолога: выполнение программы по выработке у детей навыков самообслуживания и гигиены, коллективные занятия по ручному труду и изобразительной деятельности, режимные моменты, организация детей вне занятий. Взаимосвязь работы учителя дефектолога и воспитателя.