logo
Программа для экзамена ГАК

Тифлопедагогика

Тифлопедагогика как наука: субъект, объект, предмет, цели, задачи, разделы. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, дети с нарушением зрения и интеллекта).

Тифлопедагогика как наука: субъект, объект, предмет, цели, задачи, разделы, методы и информационное поле.

Медико-педагогическая диагностика и классификация нарушений зрения. Фактор в этиопатогенезе зрения. Связь нарушений зрения с нарушениями деятельности центральной нервной системы. Стационарные и прогрессирующие дефекты зрения.

Косоглазие. Нистагм. Аномалии рефракции. Кажущаяся и простая миопия. Естественная и обычная гиперметропия. Астигматизм. Амблиопия, ее виды. Дальтонизм и дихромазия. Гемералопия. Слабовидение. Ретинопатия. Характеристики остаточного зрения и возможности его развития. Слепота.

Ведущая система анализаторов, на основе которых ведется педагогический процесс, как главный критерий психолого-педагогической классификации. Современные тенденции в классификации лиц с нарушениями зрения. Слепые дети. Слепорожденные, рано- и поздноослепшие. Слабовидящие дети.

Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушениями зрения: развитие зрительного, слухового, осязательного восприятия у слепых и слабовидящих; формирование различных представлений; особенности внимания слепых и слабовидящих. Развитие и характеристики мышления и воображения; речь и ее компенсаторное значение; особенности эмоций слепых и слабовидящих; особенности различных видов деятельности ребенка с нарушением зрения.

Влияние нарушения зрения на формирование эмоционально-волевой сферы. Критерии нарушения эмоционально-волевого развития у детей. Эмоциональные реакции и формы психологической защиты. Особенности эмоционально-коммутативной деятельности. Влияние осознания дефекта на характер эмоциональных состояний. Типы поведения при утрате зрения и осознании дефекта.

Концептуальные положения о влиянии дефекта на формирование личности при глубоких нарушениях зрения. Проблема становления внутренней саморегуляции слепых и слабовидящих. Доминирование эмоциональной подвижности или ригидности как фактор психологической адаптации личности. Особенности самооценки.

Влияние типов семейного воспитания на развитие личностных качеств слепого и слабовидящего ребенка. Условия жизни в школе-интернате как фактор деформации системы отношений. Уровень притязания подростков и старшеклассников. Отношение к дефекту. Отношение к зрячим и «социальные страхи». Проблема активности личности слепых и слабовидящих. Влияние отрицательных эмоциональных состояний на формирование личностных черт.

Содержание, принципы, методы, формы и основные направления воспитания детей с нарушениями зрения. Сущность процесса обучения слепых и слабовидящих учащихся.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушениями зрения как системный процесс. Общие и специальные задачи воспитания. Учет индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка при организации воспитательной работы. Содержание воспитания детей с нарушениями зрения. Задачи физического воспитания детей с нарушениями зрения. Коррекция двигательных недостатков, возникших в результате нарушения зрения. Активизация двигательной активности и развитие пространственной ориентировки. Развитие быстроты и точности движений. Система физического воспитания слепых и слабовидящих. Развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия слепых и слабовидящих в процессе сенсорного воспитания. Коррекция и развитие познавательной деятельности. Особенности формирования представлений и понятий.

Лечебная физкультура в плане работы специальной школы: задачи, особенности лечебных упражнений, правила проведения занятий, врачебно-педагогический контроль, этапы занятия. Ритмика как составная часть физического воспитания и лечебно-оздоровительной работы в специальной школе. Ритмические упражнения. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей как основа организации охранительно-педагогического режима.

Обучение социально-бытовой ориентировке детей с дефектом зрения. Специальные коррекционные занятия с детьми с нарушениями зрения по ориентировке в пространстве.