logo
Программа для экзамена ГАК

Общие основы педагогики

Педагогика как наука в системе современного человекознания. Объект и предмет педагогики. Цель и задачи педагогической науки.

Возникновение и становление педагогической профессии: роль Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского в развитии педагогической мысли. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Особенности педагогической профессии: адаптивная, гуманистическая функция педагогической профессии, коллективный, творческий характер педагогической деятельности, педагогического мышления. Педагогическая компетентность учителя: когнитивные, психологические, коммуникативные, риторические и профессионально-технологические компетенции. Человек, развивающийся в результате педагогической деятельности и отношений, как объект педагогики. Предмет педагогики как исследование целенаправленного формирования и развития личности в образовательном процессе. Цель и задачи педагогической науки. Базовые категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие. Система педагогических наук: общая, возрастная, специальная и социальная педагогика, история педагогики, частные методики обучения и воспитания, педагогика взрослых Взаимодействие педагогики с другими науками (философия, психология, физиология, социология, информатика и др.) Методология педагогической науки и практики как система теоретических знаний, исполняющих роль руководящих принципов, орудий научного исследования. Методы исследования в педагогике (эмпирические, теоретические, математические).

Теоретические основы обучения. Базовые педагогические теории обучения. Классификация методов обучения.

Теоретические основы обучения. Из истории дидактических учений. Я.А.Коменский – основоположник дидактики. Обучение как педагогическая категория. Связь обучения, воспитания, образования и развития. Характеристика процесса обучения: целостность процесса обучения, функции обучения (знания, умения и навыки), единство преподавания и учения, обучение как сотворчество учителя и ученика. Методы обучения. Понятие о методах и приемах обучения. Структура методов обучения: цели преподавания и учения, деятельность педагога и ученика, средства преподавания и средства учения, механизм движения учащихся к цели, достигнутая цель. Классификация методов обучения (В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.). Характеристика методов обучения по В.А.Сластенину: методы формирования сознания, методы организации деятельности формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения, методы контроля эффективности педагогического процесса. Выбор методов обучения. Выбор оптимального метода обучения по Ю.К.Бабанскому. Анализ современных дидактических концепций: традиционная дидактическая система, педоцентрическая дидактическая система, концепция развивающего обучения, проблемное и эвристическое обучение, дистанционное обучение.

Теоретические основы воспитания. Базовые педагогические теории воспитания. Классификация методов воспитания.

Теоретические основы воспитания. Базовые педагогические теории воспитания (Я.А. Коменский, А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.В. Занков, Д.Б. Давыдов, И.Я. Лернер, В.И. Загвязинский и др.). Воспитание как педагогическая категория. Специфика и характерные особенности воспитания: длительность, триединство, многофакторность, непрерывность, комплексность, вариативность, двусторонность. Цель и задачи воспитания. Эволюция системы воспитания. Традиции российского воспитания. Ценности советского воспитания. Взаимодействие российских и западноевропейских ценностей воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса: целенаправленность, диалектичность, противоречивость и др. Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина, С.А. Смирнов, В.А. Караковский). Характеристика методов воспитания по Г.И.Щукиной: методы формирования сознания, методы формирования опыта поведения в процессе деятельности, методы стимулирования деятельности. Выбор методов воспитания. Методы и современные технологии воспитания. Характеристика закономерностей (зависимость воспитания от - взглядов воспитателя, от постановки целей, организации деятельности воспитанников и др.) и принципов воспитания: природосообразности, культуросообразности, гуманизации, индивидуализации, связи воспитания с жизнью и др. Анализ современных концепций воспитания: концепция системного построения процесса воспитания, концепция формирования образа жизни, достойного человека, концепция самовоспитания, концепция воспитания человека культуры.