Организация и содержание специальной психологической помощи
Развитие и становление психологической службы за рубежом и в России на протяжении ХХ в. Научные предпосылки создания психологической службы в образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии.
Зарождение психологической службы за рубежом в XIX веке. Опыт развития школьной психологической службы в США, Франции и Англии.
Первые попытки практического использования отечественной психологии в обучении и воспитании детей в рамках педологии. Развитие службы практической психологии в России в 80-х годах XX века. Научный, прикладной, практический и организационный – основные аспекты школьной психологической службы.
Научные предпосылки создания психологической службы в образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Значение фундаментальных исследований в области специальной, возрастной, педагогической и медицинской психологии для решения проблем обучения и воспитания детей с нарушениями развития, их психолого - медико-педагогической реабилитации.
Представления об отклоняющемся и нормативном развитии в специальной психологии. Закономерности отклоняющегося развития как основание деятельности психолога в системе специального образования. Иерархия общих и специфических закономерностей отклоняющегося развития.
Концепция специальной психологической помощи в системе образования. Современное состояние (цель, предмет, объект, принципы и задачи) школьной психологической службы.
Концепция специальной психологической помощи в системе образования. Общие положения организации деятельности специального психолога. Цели и задачи специальной психологической помощи. Принципы деятельности специального психолога: теоретико – методологическое «позиционирование» психолога, принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности, принцип структурно – динамической деятельности, принцип терминологической адекватности, оценка эффективности деятельности психолога через адаптацию ребенка в образовательной среде, приоритетность образовательных задач, принцип междисциплинарности. Профессиональные умения и качества, требования к личности и этика практического детского психолога, работающего в учреждениях для детей с отклонениями в развитии.
Понятие специальной психологической помощи. Сопровождение как основная стратегия деятельности психолога образования.
Понятие психологической помощи. Психологическая помощь детям и подросткам с проблемами в развитии как система клинико - психолого – педагогических воздействий. Сопровождение как основная стратегия деятельности психолога образования. Представления о сопровождении как образовательной технологии в работах М. Р. Битяновой и Е. И. Казаковой. Определение индивидуальных показателей максимально – допустимых образовательных воздействий и критериев перехода состояния ребенка в пограничную с дизадаптивным состоянием зону – как основные задачи сопровождения. Основные формы и содержание деятельности специалистов в рамках сопровождения. Этапы процесса психологического сопровождения.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
- 050714.65 «Олигофренопедагогика»
- Специальная педагогика
- Общие основы педагогики
- Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
- Сурдопедагогика
- Тифлопедагогика
- Организация и содержание специальной психологической помощи
- Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития
- Логопедия
- История олигофренопедагогики
- Методика преподавания русского языка
- Методика преподавания математики
- Методика преподавания ручного труда
- Методика преподавания естествознания
- Методика преподавания географии
- Методика преподавания изобразительной деятельности
- Методика преподавания истории