logo
Программа для экзамена ГАК

Организация и содержание специальной психологической помощи

Развитие и становление психологической службы за рубежом и в России на протяжении ХХ в. Научные предпосылки создания психологической службы в образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии.

Зарождение психологической службы за рубежом в XIX веке. Опыт развития школьной психологической службы в США, Франции и Англии.

Первые попытки практического использования отечественной психологии в обучении и воспитании детей в рамках педологии. Развитие службы практической психологии в России в 80-х годах XX века. Научный, прикладной, практический и организационный – основные аспекты школьной психологической службы.

Научные предпосылки создания психологической службы в образователь­ных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Значение фундаментальных исследований в области специальной, возрастной, педагогичес­кой и медицинской психологии для решения проблем обучения и воспитания детей с нарушениями развития, их психолого - медико-педагогической ре­абилитации.

Представления об отклоняющемся и нормативном развитии в специальной психологии. Закономерности отклоняющегося развития как основание деятельности психолога в системе специального образования. Иерархия общих и специфических закономерностей отклоняющегося развития.

Концепция специальной психологической помощи в системе образования. Современное состояние (цель, предмет, объект, принципы и задачи) школьной психологической службы.

Концепция специальной психологической помощи в системе образования. Общие положения организации деятельности специального психолога. Цели и задачи специальной психологической помощи. Принципы деятельности специального психолога: теоретико – методологическое «позиционирование» психолога, принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности, принцип структурно – динамической деятельности, принцип терминологической адекватности, оценка эффективности деятельности психолога через адаптацию ребенка в образовательной среде, приоритетность образовательных задач, принцип междисциплинарности. Профессиональные умения и качества, требования к личности и этика практического детского психолога, работающего в учреждениях для детей с отклонениями в развитии.

Понятие специальной психологической помощи. Сопровождение как основная стратегия деятельности психолога образования.

Понятие психологической помощи. Психологическая помощь детям и подросткам с проблемами в развитии как система клинико - психолого – педагогических воздействий. Сопровождение как основная стратегия деятельности психолога образования. Представления о сопровождении как образовательной технологии в работах М. Р. Битяновой и Е. И. Казаковой. Определение индивидуальных показателей максимально – допустимых образовательных воздействий и критериев перехода состояния ребенка в пограничную с дизадаптивным состоянием зону – как основные задачи сопровождения. Основные формы и содержание деятельности специалистов в рамках сопровождения. Этапы процесса психологического сопровождения.