Методика преподавания ручного труда
Коррекционно-развивающие задачи трудового обучения в младших классах в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью (обучение умениям ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать прошлый опыт), предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приемы работы, выбирать инструменты, необходимые для их выполнения), отчитываться о проделанной работе, контролировать свою деятельность (определять правильность действий, результатов, оценивать качество готовых изделий).;
- коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности (развитие образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям и в то же время вносить в стандартную ситуацию элементы вариантности, проявлять творческую активность в труде; особая организация учебного процесса);
- формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности (развития положительных качеств личности: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, чувство коллективизма); четыре группы учащихся в зависимости от типа отношения к трудовому обучению: ученики с индифферентным отношением к труду (неопределенность мотивов, безразличное отношение к трудовой деятельности, нуждаются в ее стимуляции и активизации); учащиеся с непосредственным отношением к труду (не осознают социальной значимости трудовой деятельности, мотивы связаны с интересом к конкретным заданиям или отдельным процессам); учащиеся с наличием элементов опосредованности (постоянство в выборе предпочитаемых видов труда, частичное проявление социальной мотивации; учащиеся, у которых социальные мотивы трудовой деятельности выражены достаточно четко (относятся к трудовому обучению осознанно, как к профессиональной подготовке).
Основные формы организации трудового обучения в младших классах в специальной
(коррекционной) школе VIII вида.
Основная форма – урок (комбинированного типа: сообщаются некоторые технические сведения, формируются трудовые умения и навыки, закрепляются изученные ранее трудовые приемы, решаются воспитательные и коррекционные задачи), экскурсия (ознакомление с трудом взрослых, знакомство с профессией и организацией труда). Специфика урока (2/3 части - практическая деятельность). Структура урока: организационный момент, вводная беседа, ориентировка в задании, планирование работы, практическая работа, отчет о проделанной работе, оценка качества выполненной работы, подведение итогов урока.
Экскурсия. Структура: Подготовительный этап (определение содержания экскурсии, конкретизация ее задачи; выбор объекта наблюдения, предварительное посещение места проведения экскурсии). Вводная беседа (сообщение школьникам о теме, задачах экскурсии, рассказ о том, куда им предстоит пойти и что сделать). Подготовка инвентаря (коробки, гербарные папки, бумагу и др., распределение его среди учеников). Проведение экскурсии (перед выходом из школы педагог напоминает детям правила перехода через дорогу и поведения в общественном транспорте (если это необходимо). Сообщение детям необходимых сведений, сопровождая свой рассказ демонстрацией разнообразных образов природных материалов. Чередование созерцания окружающей природы и выполнение заданий учителя с отдыхом и играми детей). Заключительная беседа (после окончания экскурсии в классе организуется заключительная беседа - учащиеся делятся своими впечатлениями, выясняется, что поняли и запомнили дети, а учитель делает вывод о степени реализации поставленных им задач).
Длительность экскурсии (в лес или парк длится не более одного урока; в школьной мастерской 15 - 20 мин.)
Структура урока труда в младших классах (соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой). Организационный момент (самый короткий по времени этап урока): проверка готовности учащихся к уроку, правильности расположения материалов и инструментов на партах; напоминание учащимся, что инструменты - справа, их берут в правую руку во время работы, а материалы и приспособления - слева, потому что их удобнее брать левой рукой. Доска, на которой производятся рабочие операции, находится перед учеником, клей, кисточка, коробочка для мусора — посередине верхней части стола. Проверка порядка на рабочем месте с помощью бригадиров-дежурных. Вводная беседа (цель - мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к изготовлению изделия). Повторение познавательных сведений. Ориентировка в задании (предваряет практическую деятельность учащихся). Развитие у умения выполнять работу по образцу: последовательность -определить объект и его назначение; перечислить основные детали объекта и определить их количество; рассмотреть пространственное расположение деталей; определить величины, формы, цвет, материал и способ соединения деталей. Использование наводящих вопросов. Планирование работы (усвоение школьниками последовательности изготовления изделий, способа выполнения той или иной операции, определение инструментов и приспособлений, необходимых при ее выполнении). Последовательность: учитель объясняет выполнение каждой операции, чередуя показ приемов со словесной инструкцией; по вопросам учителя определения ближайшей операции с опорой на предметно-операционную карту. Первую операцию учитель показывает сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми (с помощью учителя) указанного этапа им предлагается назвать следующую ступень работы. Школьники учатся по вопросам учителя составлять план работы целиком. Самостоятельное определение порядка работы над изделиями. Применение предметной карты, отражающая основные операции(в определенной последовательности прикреплены образцы одного изделия в разной степени готовности).
Практическая работа (2/3 части времени урока труда отводится на выполнение поделки)
Отчет о проделанной работе (словесный отчет, соответствие порядку произведенных действий).
Оценка качества выполненной работы (неадекватное оценивание результатов своего труда, привлечение к обсуждению качества не только собственных изделий, но и работ своих товарищей). Отметку за работу выставляет учитель (правильность изготовления поделки, аккуратность выполнения, степень приложенных стараний; индивидуальный подход к оцениванию - учет интеллектуальных и трудовых возможностей каждого конкретного ученика).
Подведение итогов урока (учитель отмечает работу всего класса, выделяет хорошо потрудившихся детей, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с учащимися отбирает лучшие изделия на выставку, определяет перспективы дальнейшей деятельности). Домашнее задание - рекомендация изготовить поделку на заданную тему.
Структура урока труда в младших классах в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Она может быть простой и сложной. Степень сложности зависит от содержания учебного материала, от дидактических целей урока, возрастных особенностей учащихся и специфики коллектива класса.
Как уже было сказано выше, трудовое обучение младших школьников в основном осуществляется в форме урока или экскурсии.
Как правило, в I — III классах организуются уроки трудового обучения комбинированного типа, на которых решается сразу несколько дидактических задач: сообщаются некоторые технические сведения, формируются трудовые умения и навыки, закрепляются изученные ранее трудовые приемы, решаются воспитательные и коррекционные задачи.
Продумывая работу на уроке, учитель должен четко представлять, сколько времени займет каждый его этап. Причем большую часть занятия нужно посвятить практической работе учащихся.
Предлагаем рассмотреть возможный вариант структуры урока.
Организационный момент.
Вводная беседа.
Ориентировка в задании.
Планирование работы.
Практическая работа.
Отчет о проделанной работе.
Оценка качества выполненной работы.
Подведение итогов урока.
1. Организационный момент. Это наиболее короткий по времени этап урока. На данном этапе учитель проверяет готовность учащихся и следит за правильностью расположения материалов и инструментов на партах. Учитель напоминает учащимся, что инструменты располагаются справа, так как их берут в правую руку во время работы, а материалы и приспособления кладут слева, потому что их удобнее брать левой рукой. Доска, на которой производятся рабочие операции, находится перед учеником, клей, кисточка, коробочка для мусора — посередине верхней части стола. Порядок на рабочем месте учитель проверяет с помощью бригадиров. В ходе урока необходимо напоминать учащимся, что инструменты и материалы надо всегда класть на отведенное место.
2. Вводная беседа. Основная цель вводной беседы состоит в том, чтобы мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к изготовлению изделия.
Формирование положительного отношения к предстоящей работе имеет большое значение, так как заинтересованные учащиеся работают более самостоятельно, более аккуратно, они проявляют больше активности и инициативы в работе. Кроме того, интерес к занятиям снижает утомляемость, оказывает существенное влияние на формирование практических навыков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на последующих этапах.
Заинтересованность учащихся в начале урока достигается разными средствами. Прежде всего учитель сообщает тему урока, рассказывает о содержании предстоящей работы, знакомит детей с объектом работы. Педагогу необходимо показать эстетическую красоту предлагаемого для изготовления изделия, его практическую ценность, полезность для детей. В соответствии с темой урока демонстрируются игрушки, картины, иллюстрации из книг, журналов и другой наглядный материал, читаются отрывки из сказок, стихотворения, загадываются загадки. В младших классах учитель вызывает интерес к работе, используя элементы игры и занимательности.
В процессе вводной беседы осуществляется и повторение познавательных сведений. Если учитель предполагает познакомить учащихся с новыми техническими сведениями, то момент сообщения познавательных сведений может быть выделен как отдельный этап урока. Учебной программой определен объем познавательного материала, который должен быть усвоен учащимися за период трех лет трудового обучения. Это информация о свойствах, применении и назначении бумаги, картона, текстильного материала, пластилина, природного материала, а также сведения об инструментах и правилах безопасной работы с ними. Познавательные сведения можно сообщить в виде короткого рассказа с обязательной демонстрацией наглядного материала (коллекции ниток, тканей, бумаги, образцы изделий т.п.). Можно провести небольшие лабораторные работы, в ходе которых ученики узнают о свойствах материалов, или организовать дидактическую игру.
3. Ориентировка в задании. Этот этап урока предваряет практическую деятельность учащихся, так как большинство умственно отсталых детей без помощи учителя не могут самостоятельно, всесторонне изучить образец изделия. Умение детей ориентироваться в задании в значительной мере способствует успешному самостоятельному изготовлению поделки. Ориентировка в задании предполагает анализ образца, натурального предмета, игрушки, рисунка. В результате у учащихся должен сложиться четкий образ изготовляемого предмета.
При проведении коррекционной работы с учащимися младших классов специальной школы на уроках труда учителю приходится уделять большое внимание на развитие у них умения выполнять работу по образцу. Несмотря на то, что образец находится перед ними, учащиеся не соотносят с ним отдельные операции и работу в целом, допуская грубые ошибки и неточности, которых не было бы при сопоставлении выполняемых операций с особенностями строения образца. Для успешного осуществления трудовой деятельности ребенок должен понять задание и представить себе результат труда. Ориентировка в задании включает в себя анализ объекта и условий, необходимых для его изготовления.
При анализе образца следует придерживаться последовательности:
определить объект и его назначение;
перечислить основные детали объекта и определить их количество;
рассмотреть пространственное расположение деталей;
определить величины, формы, цвет, материал и способ соединения деталей.
Анализ образца может осуществляться при повторении действий за учителем; по его наводящим вопросам; с частичной помощью учителя, самостоятельно. Изготовление каждого последующего объекта предполагает привлечение к работе прошлого опыта. При ориентировке в задании это выражается в установлении сходства демонстрируемого образца с ранее изготовлявшимися объектами по форме, материалу, размерам.
4. Планирование работы. Чтобы дети могли самостоятельно выполнять задания, необходимо научить их планировать свою работу. Это предполагает усвоение школьниками последовательности изготовления изделий, способа выполнения той или иной операции, определение инструментов и приспособлений, необходимых при ее выполнении.
Работа по плану — это признак осмысленного и самостоятельного выполнения задания.
Обучение детей планированию следует проводить в такой последовательности, которая способствовала бы осознанию ими необходимости придерживаться составленного пооперационного плана работы. Целесообразно в начале обучения пользоваться методикой, при которой учитель объясняет выполнение каждой операции, чередуя показ приемов со словесной инструкцией. В дальнейшем следует требовать от учащихся по вопросам учителя определения ближайшей операции с опорой на предметно-операционную карту. Первую операцию учитель показывает сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми (с помощью учителя) указанного этапа им предлагается назвать следующую ступень работы («Что будете делать дальше?»). Небольшой временной промежуток между словом и действием будет способствовать закреплению сказанного в памяти детей, созданию связи между речевым и практическим компонентами трудовой деятельности.
На следующих ступенях школьники учатся по вопросам учителя составлять план работы целиком. Необходимо подчеркнуть, что наводящие вопросы должны быть направлены на уточнение операций и основных моментов деятельности. В отдельных случаях некоторые пункты плана разбираются более подробно. Например, разметка прямоугольной детали по линейке вызывает у детей затруднения. Чтобы при изготовлении очередного объекта учащиеся соблюдали последовательность выполнения этого приема, учитель просит рассказать, в каком порядке следует проводить разметку, с помощью каких инструментов. Составленный план повторяется учащимися или записывается на доске.
Постепенно ученики подводятся к самостоятельному определению порядка работы над изделиями.
Большую помощь в обучении детей планированию окажет учителю применение предметных и графических карт, которые составляются на изделие из любого материала. В данном пособии приводятся примеры предметных карт, выполненных из бумаги. Карты можно использовать уже в первом классе.
На уроках ручного труда в основном применяется предметная карта, отражающая основные операции. В определенной последовательности на ней прикреплены образцы одного изделия в разной степени готовности.
Умственно отсталые учащиеся не смогут пользоваться наглядными пособиями, если их этому не обучать. Поэтому учитель в нужный момент урока должен привлекать внимание детей к карте, добиваясь точного и полного ответа на вопрос. Например, требуя у школьника назвать ближайшую операцию, педагог просит найти на карте нужный образец, а затем ответить.
В качестве наглядного пособия при составлении плана по вопросам учителя можно использовать также карточки с записями отдельных пунктов плана. Ученик вместо ответа вывешивает на доске нужную карточку плана. Такую методику можно применять при самостоятельном составлении плана работы над изделием.
5. Практическая работа. Большая часть времени урока труда отводится на выполнение поделки. В основном за урок учащиеся успевают изготовить одно программное изделие.
Продуманная организация и проведение предыдущих этапов занятия в значительной мере способствуют успешному выполнению задания.
Учащиеся I класса выполняют изделие по инструкции учителя, с показом приемов работы. Во II — III классах учитель постепенно сокращает помощь и подводит школьников к более самостоятельной работе. Он следит за тем, чтобы при выполнении задания ученики придерживались составленного плана и правильно выполняли соответствующие приемы работы, соблюдали санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности, пользуясь колющими и режущими инструментами.
Предметные карты, рекомендуемые для уроков ручного труда, полезны на каждом этапе урока. Ученику проще придерживаться составленного плана, если на доске вывешена карта, отражающая последовательность работы.
После объяснения задания и соответствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к выполнению изделий. Однако процессом трудовой деятельности школьников руководит учитель: он постоянно привлекает внимание детей к образцу, к предметной карте, и предлагает сравнить свое изделие с образцом, поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся.
Иногда в процессе трудового обучения рекомендуется пользоваться инструкциями с неполными данными, так как подробные инструкции при систематическом их применении приводят к ущемлению творческой активности учащихся.
Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности изготовления изделия.
6. Отчет о проделанной работе. Словесный отчет помогает ученикам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы аналогичного изделия, способствует развитию речи детей. Порядок изготовления некоторых поделок может меняться в процессе практической деятельности.
В дальнейшем словесный отчет поможет ученику осознать выбранный им путь выполнения задания.
Обучение словесному отчету о практической работе следует начинать с первого класса. На первых этапах обучения в конце работы учитель задает детям вопросы о том, что они делали на уроке и из какого материала. Постепенно педагог подводит учащихся к составлению более подробного отчета, требующего упоминания каждой операции. Вопросы могут быть следующими: «Что вы делали на уроке? Из каких материалов? С чего вы начали работу? Какую операцию выполняли потом?» и т.д. В дальнейшем учащиеся отчитываются частично с помощью учителя и самостоятельно. Учитель следит за тем, чтобы отчет соответствовал порядку произведенных действий. В рассказах детей должны быть правильно названы действия, материалы и порядок работы.
Оценка качества выполненной работы. Умственно отсталые учащиеся весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отрицательную реакцию. В связи с этим встает весьма важная задача — воспитать правильное отношение к качеству выполненного изделия. Эту коррекцию следует начинать с первого урока.
Учитель просит ответить, нравится или не нравится ученику его работа, как она сделана, не требуя объяснения, оценки. В дальнейшем следует просить детей оценить качество поделки, указать ее достоинства и недостатки, попытаться объяснить причины недостатков. Эталоном в оценке чаще всего служит образец. Учащиеся сравнивают свое изделие с образцом, учитель помогает им объективно рассматривать свои поделки.
Ребят нужно привлекать к обсуждению качества не только собственных изделий, но и работ своих товарищей. Отметку за работу выставляет учитель, учитывая правильность изготовления поделки, аккуратность выполнения, степень приложенных стараний. Необходимо помнить, что к оценке работ следует подходить индивидуально, учитывая интеллектуальные и трудовые возможности каждого конкретного ученика.
8. Подведение итогов урока. Как правило, это заключительная часть урока, когда учитель отмечает работу всего класса, выделяет хорошо потрудившихся детей, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с учащимися отбирает лучшие изделия на выставку, определяет перспективы дальнейшей деятельности.
В качестве домашнего задания следует рекомендовать изготовить поделку на заданную тему.
Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая структура урока не является единственно возможной. Вариантность уроков зависит от их задач, периода обучения. Отдельные этапы урока могут заменяться, переставляться в соответствии с дидактическими целями и содержанием занятия. Систему вопросов, упражнений, подбор наглядных пособий следует подчинить задачам данного урока.
Экскурсия — это важное звено в целостном педагогическом процессе, поэтому учитель должен заранее определять, при изучении каких тем, рассмотрении каких вопросов ее проведение наиболее целесообразно. Необходимо заранее разработать ее план, определить задачи, тип и методику. Экскурсия, так же как и урок, имеет определенную структуру.
1. Подготовительный этап. Учитель должен определить содержание экскурсии, конкретизировать ее задачи, выбрать объект наблюдения, сам посетить место проведения экскурсии. В парке или в лесу он должен посмотреть, какие растения там растут, какой природный материал можно собрать.
Предварительное посещение поможет учителю составить план проведения экскурсии, ее маршрут, определить задания для детей. В школьной мастерской учитель заранее предупреждает педагога профессионально-трудового обучения о том, когда будет проводиться экскурсия, о чем необходимо будет рассказать детям.
2. Вводная беседа. Каждая экскурсия начинается с вводной беседы. Учитель сообщает школьникам о теме, задачах экскурсии, рассказывает о том, куда им предстоит пойти и что сделать.
Следует дать инструкцию детям о правилах сбора природного материала.
Подготовка инвентаря. Необходимо подготовить необходимый инвентарь (коробки, гербарные папки, бумагу и др.), распределить его среди учеников.
Проведение экскурсии. Непосредственно перед выходом из школы педагог напоминает детям правила перехода через дорогу и поведения в общественном транспорте (если это необходимо).
На экскурсии надо заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к наблюдаемому. Учитель сообщает детям необходимые сведения, сопровождая свой рассказ демонстрацией разнообразных образов природных материалов. Созерцание окружающей природы и выполнение заданий учителя должно чередоваться с отдыхом и играми детей.
В конце экскурсии собранные материалы важно рассортировать, привлекая учащихся к обсуждению пригодности каждого найденного экземпляра.
5. Заключительная беседа. После окончания экскурсии в классе организуется заключительная беседа, в ходе которой учащиеся делятся своими впечатлениями, выясняется, что поняли и запомнили дети, а учитель делает вывод о степени реализации постав ленных им задач.
Экскурсия в лес или парк длится не более одного урока. В школьной мастерской она проводится за 15 - 20 мин.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
- 050714.65 «Олигофренопедагогика»
- Специальная педагогика
- Общие основы педагогики
- Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
- Сурдопедагогика
- Тифлопедагогика
- Организация и содержание специальной психологической помощи
- Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития
- Логопедия
- История олигофренопедагогики
- Методика преподавания русского языка
- Методика преподавания математики
- Методика преподавания ручного труда
- Методика преподавания естествознания
- Методика преподавания географии
- Методика преподавания изобразительной деятельности
- Методика преподавания истории