logo
Программа для экзамена ГАК

Методика преподавания ручного труда

Коррекционно-развивающие задачи трудового обучения в младших классах в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью (обучение умениям ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать прошлый опыт), предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приемы работы, выбирать инструменты, необходимые для их выполнения), отчитываться о проделанной работе, контролировать свою деятельность (определять правильность действий, результатов, оценивать качество готовых изделий).;

- коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности (развитие образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям и в то же время вносить в стандартную ситуацию элементы вариантности, проявлять творческую активность в труде; особая организация учебного процесса);

- формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности (развития положительных качеств личности: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, чувство коллективизма); четыре группы учащихся в зависимости от типа отношения к трудовому обучению: ученики с индифферентным отношением к труду (неопределенность мотивов, безразличное отношение к трудовой деятельности, нуждаются в ее стимуляции и активизации); учащиеся с непосредственным отношением к труду (не осознают социальной значимости трудовой деятельности, мотивы связаны с интересом к конкретным заданиям или отдельным процессам); учащиеся с наличием элементов опосредованности (постоянство в выборе предпочитаемых видов труда, частичное проявление социальной мотивации; учащиеся, у которых социальные мотивы трудовой деятельности выражены достаточно четко (относятся к трудовому обучению осознанно, как к профессиональной подготовке).

Основные формы организации трудового обучения в младших классах в специальной

(коррекционной) школе VIII вида.

Основная форма – урок (комбинированного типа: сообщаются некоторые технические сведения, формируются трудовые умения и навыки, закрепляются изученные ранее трудовые приемы, решаются воспитательные и коррекционные задачи), экскурсия (ознакомление с трудом взрослых, знакомство с профессией и организацией труда). Специфика урока (2/3 части - практическая деятельность). Структура урока: организационный момент, вводная беседа, ориентировка в задании, планирование работы, практическая работа, отчет о проделанной работе, оценка качества выполненной работы, подведение итогов урока.

Экскурсия. Структура: Подготовительный этап (определение содержания экскурсии, конкретизация ее задачи; выбор объекта наблюдения, предварительное посещение места проведения экскурсии). Вводная беседа (сообщение школьникам о теме, задачах экскурсии, рассказ о том, куда им предстоит пойти и что сделать). Подготовка инвентаря (коробки, гербарные папки, бумагу и др., распределение его среди учеников). Проведение экскурсии (перед выходом из школы педагог напоминает детям правила перехода через дорогу и поведения в общественном транспорте (если это необходимо). Сообщение детям необходимых сведений, сопровождая свой рассказ демонстрацией разнообразных образов природных материалов. Чередование созерцания окружающей природы и выполнение заданий учителя с отдыхом и играми детей). Заключительная беседа (после окончания экскурсии в классе организуется заключительная беседа - учащиеся делятся своими впечатлениями, выясняется, что поняли и запомнили дети, а учитель делает вывод о степени реализации поставленных им задач).

Длительность экскурсии (в лес или парк длится не более одного урока; в школьной мастерской 15 - 20 мин.)

Структура урока труда в младших классах (соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой). Организационный момент (самый короткий по времени этап урока): проверка готовности учащихся к уроку, правильности расположения материалов и инструментов на партах; напоминание учащимся, что инструменты - справа, их берут в правую руку во время работы, а материалы и приспособления - слева, потому что их удобнее брать левой рукой. Доска, на которой производятся рабочие операции, находится перед учеником, клей, кисточка, коробочка для мусора — посередине верхней части стола. Проверка порядка на рабочем месте с помощью бригадиров-дежурных. Вводная беседа (цель - мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к изготовлению изделия). Повторение познавательных сведений. Ориентировка в задании (предваряет практическую деятельность учащихся). Развитие у умения выполнять работу по образцу: последовательность -определить объект и его назначение; перечислить основные детали объекта и определить их количество; рассмотреть пространственное расположение деталей; определить величины, формы, цвет, материал и способ соединения деталей. Использование наводящих вопросов. Планирование работы (усвоение школьниками последовательности изготовления изделий, способа выполнения той или иной операции, определение инструментов и приспособлений, необходимых при ее выполнении). Последовательность: учитель объясняет выполнение каждой операции, чередуя показ приемов со словесной инструкцией; по вопросам учителя определения ближайшей операции с опорой на предметно-операционную карту. Первую операцию учитель показывает сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми (с помощью учителя) указанного этапа им предлагается назвать следующую ступень работы. Школьники учатся по вопросам учителя составлять план работы целиком. Самостоятельное определение порядка работы над изделиями. Применение предметной карты, отражающая основные операции(в определенной последовательности прикреплены образцы одного изделия в разной степени готовности).

Практическая работа (2/3 части времени урока труда отводится на выполнение поделки)

Отчет о проделанной работе (словесный отчет, соответствие порядку произведенных действий).

Оценка качества выполненной работы (неадекватное оценивание результатов своего труда, привлечение к обсуждению качества не только собственных изделий, но и работ своих товарищей). Отметку за работу выставляет учитель (правильность изготовления поделки, аккуратность выполнения, степень приложенных стараний; индивидуальный подход к оцениванию - учет интеллектуальных и трудовых возможностей каждого конкретного ученика).

Подведение итогов урока (учитель отмечает работу всего класса, выделяет хорошо потрудившихся детей, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с учащимися отбирает лучшие изделия на выставку, определяет перспективы дальнейшей деятельности). Домашнее задание - рекомендация изготовить поделку на заданную тему.

Структура урока труда в младших классах в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Под структурой урока следует понимать соотношение элемен­тов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Она может быть простой и сложной. Степень слож­ности зависит от содержания учебного материала, от дидактических целей урока, возрастных особенностей учащихся и специфи­ки коллектива класса.

Как уже было сказано выше, трудовое обучение младших школьников в основном осуществляется в форме урока или экс­курсии.

Как правило, в I — III классах организуются уроки трудового обучения комбинированного типа, на которых решается сразу несколько дидактических задач: сообщаются некоторые техниче­ские сведения, формируются трудовые умения и навыки, закреп­ляются изученные ранее трудовые приемы, решаются воспита­тельные и коррекционные задачи.

Продумывая работу на уроке, учитель должен четко представ­лять, сколько времени займет каждый его этап. Причем большую часть занятия нужно посвятить практической работе учащихся.

Предлагаем рассмотреть возможный вариант структуры урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вводная беседа.

  3. Ориентировка в задании.

  4. Планирование работы.

  5. Практическая работа.

  6. Отчет о проделанной работе.

  7. Оценка качества выполненной работы.

  8. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент. Это наиболее короткий по време­ни этап урока. На данном этапе учитель проверяет готовность учащихся и следит за правильностью расположения материалов и инструментов на партах. Учитель напоминает учащимся, что инструменты располагаются справа, так как их берут в правую руку во время работы, а материалы и приспособления кладут слева, потому что их удобнее брать левой рукой. Доска, на кото­рой производятся рабочие операции, находится перед учеником, клей, кисточка, коробочка для мусора — посередине верхней части стола. Порядок на рабочем месте учитель проверяет с по­мощью бригадиров. В ходе урока необходимо напоминать уча­щимся, что инструменты и материалы надо всегда класть на от­веденное место.

2. Вводная беседа. Основная цель вводной беседы состоит в том, чтобы мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать их пред­стоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отноше­ние к изготовлению изделия.

Формирование положительного отношения к предстоящей ра­боте имеет большое значение, так как заинтересованные учащие­ся работают более самостоятельно, более аккуратно, они прояв­ляют больше активности и инициативы в работе. Кроме того, ин­терес к занятиям снижает утомляемость, оказывает существенное влияние на формирование практических навыков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на после­дующих этапах.

Заинтересованность учащихся в начале урока достигается раз­ными средствами. Прежде всего учитель сообщает тему урока, рас­сказывает о содержании предстоящей работы, знакомит детей с объектом работы. Педагогу необходимо показать эстетическую красоту предлагаемого для изготовления изделия, его практиче­скую ценность, полезность для детей. В соответствии с темой уро­ка демонстрируются игрушки, картины, иллюстрации из книг, журналов и другой наглядный материал, читаются отрывки из сказок, стихотворения, загадываются загадки. В младших классах учитель вызывает интерес к работе, используя элементы игры и занимательности.

В процессе вводной беседы осуществляется и повторение по­знавательных сведений. Если учитель предполагает познакомить учащихся с новыми техническими сведениями, то момент сооб­щения познавательных сведений может быть выделен как отдель­ный этап урока. Учебной программой определен объем познава­тельного материала, который должен быть усвоен учащимися за период трех лет трудового обучения. Это информация о свойствах, применении и назначении бумаги, картона, текстильного мате­риала, пластилина, природного материала, а также сведения об инструментах и правилах безопасной работы с ними. Познаватель­ные сведения можно сообщить в виде короткого рассказа с обяза­тельной демонстрацией наглядного материала (коллекции ниток, тканей, бумаги, образцы изделий т.п.). Можно провести неболь­шие лабораторные работы, в ходе которых ученики узнают о свой­ствах материалов, или организовать дидактическую игру.

3. Ориентировка в задании. Этот этап урока предваряет практи­ческую деятельность учащихся, так как большинство умственно отсталых детей без помощи учителя не могут самостоятельно, всесторонне изучить образец изделия. Умение детей ориентироваться в задании в значительной мере способствует успешному самостоя­тельному изготовлению поделки. Ориентировка в задании предпо­лагает анализ образца, натурального предмета, игрушки, рисунка. В результате у учащихся должен сложиться четкий образ изготовля­емого предмета.

При проведении коррекционной работы с учащимися млад­ших классов специальной школы на уроках труда учителю при­ходится уделять большое внимание на развитие у них умения выполнять работу по образцу. Несмотря на то, что образец нахо­дится перед ними, учащиеся не соотносят с ним отдельные опе­рации и работу в целом, допуская грубые ошибки и неточности, которых не было бы при сопоставлении выполняемых операций с особенностями строения образца. Для успешного осуществле­ния трудовой деятельности ребенок должен понять задание и представить себе результат труда. Ориентировка в задании вклю­чает в себя анализ объекта и условий, необходимых для его изго­товления.

При анализе образца следует придерживаться последователь­ности:

  1. определить объект и его назначение;

  1. перечислить основные детали объекта и определить их ко­личество;

  1. рассмотреть пространственное расположение деталей;

  1. определить величины, формы, цвет, материал и способ соединения деталей.

Анализ образца может осуществляться при повторении дей­ствий за учителем; по его наводящим вопросам; с частичной по­мощью учителя, самостоятельно. Изготовление каждого последу­ющего объекта предполагает привлечение к работе прошлого опыта. При ориентировке в задании это выражается в установлении сход­ства демонстрируемого образца с ранее изготовлявшимися объек­тами по форме, материалу, размерам.

4. Планирование работы. Чтобы дети могли самостоятельно вы­полнять задания, необходимо научить их планировать свою рабо­ту. Это предполагает усвоение школьниками последовательности изготовления изделий, способа выполнения той или иной опера­ции, определение инструментов и приспособлений, необходимых при ее выполнении.

Работа по плану — это признак осмысленного и самостоятель­ного выполнения задания.

Обучение детей планированию следует проводить в такой пос­ледовательности, которая способствовала бы осознанию ими необходимости придерживаться составленного пооперационного плана работы. Целесообразно в начале обучения пользоваться методикой, при которой учитель объясняет выполнение каждой операции, че­редуя показ приемов со словесной инструкцией. В дальнейшем сле­дует требовать от учащихся по вопросам учителя определения бли­жайшей операции с опорой на предметно-операционную карту. Пер­вую операцию учитель показывает сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми (с помощью учителя) указанного этапа им предлагается назвать следующую сту­пень работы («Что будете делать дальше?»). Небольшой временной промежуток между словом и действием будет способствовать за­креплению сказанного в памяти детей, созданию связи между ре­чевым и практическим компонентами трудовой деятельности.

На следующих ступенях школьники учатся по вопросам учите­ля составлять план работы целиком. Необходимо подчеркнуть, что наводящие вопросы должны быть направлены на уточнение опе­раций и основных моментов деятельности. В отдельных случаях некоторые пункты плана разбираются более подробно. Например, разметка прямоугольной детали по линейке вызывает у детей за­труднения. Чтобы при изготовлении очередного объекта учащиеся соблюдали последовательность выполнения этого приема, учи­тель просит рассказать, в каком порядке следует проводить раз­метку, с помощью каких инструментов. Составленный план по­вторяется учащимися или записывается на доске.

Постепенно ученики подводятся к самостоятельному опреде­лению порядка работы над изделиями.

Большую помощь в обучении детей планированию окажет учи­телю применение предметных и графических карт, которые со­ставляются на изделие из любого материала. В данном пособии приводятся примеры предметных карт, выполненных из бумаги. Карты можно использовать уже в первом классе.

На уроках ручного труда в основном применяется предметная карта, отражающая основные операции. В определенной последо­вательности на ней прикреплены образцы одного изделия в раз­ной степени готовности.

Умственно отсталые учащиеся не смогут пользоваться нагляд­ными пособиями, если их этому не обучать. Поэтому учитель в нужный момент урока должен привлекать внимание детей к кар­те, добиваясь точного и полного ответа на вопрос. Например, тре­буя у школьника назвать ближайшую операцию, педагог просит найти на карте нужный образец, а затем ответить.

В качестве наглядного пособия при составлении плана по воп­росам учителя можно использовать также карточки с записями отдельных пунктов плана. Ученик вместо ответа вывешивает на доске нужную карточку плана. Такую методику можно применять при самостоятельном составлении плана работы над изделием.

5. Практическая работа. Большая часть времени урока труда отводится на выполнение поделки. В основном за урок учащиеся успевают изготовить одно программное изделие.

Продуманная организация и проведение предыдущих этапов занятия в значительной мере способствуют успешному выполне­нию задания.

Учащиеся I класса выполняют изделие по инструкции учите­ля, с показом приемов работы. Во II — III классах учитель посте­пенно сокращает помощь и подводит школьников к более само­стоятельной работе. Он следит за тем, чтобы при выполнении за­дания ученики придерживались составленного плана и правильно выполняли соответствующие приемы работы, соблюдали сани­тарно-гигиенические требования и правила техники безопасно­сти, пользуясь колющими и режущими инструментами.

Предметные карты, рекомендуемые для уроков ручного труда, полезны на каждом этапе урока. Ученику проще придерживаться составленного плана, если на доске вывешена карта, отражаю­щая последовательность работы.

После объяснения задания и соответствующих указаний к на­чалу работы учащиеся приступают к выполнению изделий. Од­нако процессом трудовой деятельности школьников руководит учитель: он постоянно привлекает внимание детей к образцу, к предметной карте, и предлагает сравнить свое изделие с образ­цом, поощряет, активизирует и стимулирует деятельность уча­щихся.

Иногда в процессе трудового обучения рекомендуется пользо­ваться инструкциями с неполными данными, так как подробные инструкции при систематическом их применении приводят к ущем­лению творческой активности учащихся.

Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наво­дящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за пра­вильным выполнением последовательности изготовления изде­лия.

6. Отчет о проделанной работе. Словесный отчет помогает уче­никам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы аналогичного изделия, способствует развитию речи детей. Порядок изготовления некоторых поделок может меняться в процессе практической деятельности.

В дальнейшем словесный отчет поможет ученику осознать выбранный им путь выполнения задания.

Обучение словесному отчету о практической работе следует начинать с первого класса. На первых этапах обучения в конце работы учитель задает детям вопросы о том, что они делали на уроке и из какого материала. Постепенно педагог подводит уча­щихся к составлению более подробного отчета, требующего упо­минания каждой операции. Вопросы могут быть следующими: «Что вы делали на уроке? Из каких материалов? С чего вы начали работу? Какую операцию выполняли потом?» и т.д. В дальнейшем учащиеся отчитываются частично с помощью учителя и са­мостоятельно. Учитель следит за тем, чтобы отчет соответство­вал порядку произведенных действий. В рассказах детей должны быть правильно названы действия, материалы и порядок работы.

  1. Оценка качества выполненной работы. Умственно отсталые учащиеся весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отрицательную реакцию. В связи с этим встает весьма важная задача — воспитать правильное отношение к качеству выполненного изде­лия. Эту коррекцию следует начинать с первого урока.

Учитель просит ответить, нравится или не нравится ученику его работа, как она сделана, не требуя объяснения, оценки. В дальнейшем следует просить детей оценить качество поделки, указать ее дос­тоинства и недостатки, попытаться объяснить причины недостат­ков. Эталоном в оценке чаще всего служит образец. Учащиеся срав­нивают свое изделие с образцом, учитель помогает им объектив­но рассматривать свои поделки.

Ребят нужно привлекать к обсуждению качества не только соб­ственных изделий, но и работ своих товарищей. Отметку за работу выставляет учитель, учитывая правильность изготовления подел­ки, аккуратность выполнения, степень приложенных стараний. Необходимо помнить, что к оценке работ следует подходить ин­дивидуально, учитывая интеллектуальные и трудовые возможно­сти каждого конкретного ученика.

8. Подведение итогов урока. Как правило, это заключительная часть урока, когда учитель отмечает работу всего класса, выделяет хорошо потрудившихся детей, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с учащимися отбирает лучшие изделия на выставку, определяет перспективы дальнейшей деятельности.

В качестве домашнего задания следует рекомендовать изготовить поделку на заданную тему.

Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая структура урока не является единственно возможной. Вариантность уроков зави­сит от их задач, периода обучения. Отдельные этапы урока могут заменяться, переставляться в соответствии с дидактическими це­лями и содержанием занятия. Систему вопросов, упражнений, под­бор наглядных пособий следует подчинить задачам данного урока.

Экскурсия это важное звено в целостном педагогическом процессе, поэтому учитель должен заранее определять, при изу­чении каких тем, рассмотрении каких вопросов ее проведение наиболее целесообразно. Необходимо заранее разработать ее план, определить задачи, тип и методику. Экскурсия, так же как и урок, имеет определенную структуру.

1. Подготовительный этап. Учитель должен определить содержание экскурсии, конкретизировать ее задачи, выбрать объект наблюдения, сам посетить место проведения экскурсии. В парке или в лесу он должен посмотреть, какие растения там растут, какой природный материал можно собрать.

Предварительное посещение поможет учителю составить план проведения экскурсии, ее маршрут, определить задания для де­тей. В школьной мастерской учитель заранее предупреждает пе­дагога профессионально-трудового обучения о том, когда будет проводиться экскурсия, о чем необходимо будет рассказать де­тям.

2. Вводная беседа. Каждая экскурсия начинается с вводной беседы. Учитель сообщает школьникам о теме, задачах экскурсии, рассказывает о том, куда им предстоит пойти и что сделать.

Следует дать инструкцию детям о правилах сбора природного материала.

  1. Подготовка инвентаря. Необходимо подготовить необходимый инвентарь (коробки, гербарные папки, бумагу и др.), распреде­лить его среди учеников.

  2. Проведение экскурсии. Непосредственно перед выходом из школы педагог напоминает детям правила перехода через доро­гу и поведения в общественном транспорте (если это необхо­димо).

На экскурсии надо заинтересовать учащихся, привлечь их вни­мание к наблюдаемому. Учитель сообщает детям необходимые све­дения, сопровождая свой рассказ демонстрацией разнообразных образов природных материалов. Созерцание окружающей приро­ды и выполнение заданий учителя должно чередоваться с отды­хом и играми детей.

В конце экскурсии собранные материалы важно рассортиро­вать, привлекая учащихся к обсуждению пригодности каждого найденного экземпляра.

5. Заключительная беседа. После окончания экскурсии в классе организуется заключительная беседа, в ходе которой учащиеся делятся своими впечатлениями, выясняется, что поняли и запомнили дети, а учитель делает вывод о степени реализации постав­ ленных им задач.

Экскурсия в лес или парк длится не более одного урока. В школь­ной мастерской она проводится за 15 - 20 мин.