История олигофренопедагогики
Основные этапы развития общественной помощи людям с нарушениями интеллекта.
Избавление от детей-уродов в древнее время. Религиозные воззрения на слабоумных. Донаучное и раннее научное и мистическое объяснение душевной жизни человека. Первая научная классификация душевных заболеваний с выделением слабоумия как одной из форм (Ф. Платер). Влияние распространения христианства и гуманизма на отношение общества к лицам с нарушением интеллекта.
Становление учения о душевных болезнях и слабоумии (Ф. Пинель, Жан-Этьен-Доминик Эскироль). Первые опыты воспитания и обучения слабоумных (деятельность Жана Итара). Зарождение и развитие медико-педагогического, филантропически-христианского и педагогических направлений общественной помощи слабоумным. Интеллектуалистические концепции в учении о слабоумии.
Состояние общественной помощи слабоумным во второй половине XIX века. Анатомо-морфологическое, этиологическое, психолого-педагогическое и социологическое направления в изучении слабоумия. Психометрия в изучении интеллектуальной недостаточности. Развитие целей и задач общественной помощи слабоумным. Деятельность приютов. Вспомогательные классы и вспомогательные школы за рубежом и в России.
Усиление внимания к вопросам воспитания и обучения умственно отсталых детей после второй мировой войны. Современное состояние воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта за рубежом. Развитие вспомогательных школ и классов в Западной Европе в ХХ веке. Основные идеи олигофренопедагогики ХХ века.
История воспитания и обучения детей с умственной отсталостью в Западной Европе(XVIII – XX вв.).
Первые опыты воспитания и обучения умственно отсталых детей. Развитие филантропически-христианского направления в организации помощи умственно отсталым. Деятельность приютов. Зарождение и развитие педагогического направления в организации помощи умственно отсталым. « подхода к пониманию слабоумия. Пять подходов в изучении слабоумия.
Экономические и политические факторы, определяющие характер и формы помощи умственно отсталым детям в Германии. Первые вспомогательные классы и вспомогательные школы. Совершенствование системы учреждений для умственно отсталых детей. Маннгеймская система дифференцированного обучения детей, ее классовый характер. Педагогические взгляды немецких олигофренопедагогов (Б. Меннеля, Р. Вайса, А. Фукса и др.). Вспомогательная школа Германии после Первой мировой войны. Вспомогательная школа Германии в период фашистской диктатуры. Современное состояние помощи умственно отсталым детям в ФРГ.
Приоритет Франции в организации учреждений для глубоко отсталых детей и в изучении слабоумия. Деятельность Э. Сегена и его медико-педагогическая система воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей. Сенсорно-моторное воспитание слабоумных. Деятельность И. Гуггенбюля и Д. Бурневиля. Мероприятия французского правительства по организации специальных учреждений для детей с легкими формами умственной отсталости. Закон о специальном обучении «неприспособленных» детей (1909 г.). Система учреждений для умственно отсталых детей. Воспитание и обучение умственно отсталых детей после Первой мировой войны. Воспитание и обучение умственно отсталых детей во время и после Второй мировой войны.
Борьба английской общественности за организацию общественного призрения слабоумных в середине XIX в. Развитие благотворительности в Англии. Законодательство о слабоумных. Педагогические взгляды В. Айрленда. Система учреждений для умственно отсталых детей и ее развитие. Организация и содержание работы специальных школ для умственно отсталых в начале XX в.
Воспитание и обучение детей в России во второй половине XIX – начала XX в.
Отношение государства для аномальным детям в конце XIX – начале ХХ века в России. Общественное движение за всеобщее обучение, за развитие помощи слабоумным. Первые авторские воспитательные системы для детей с нарушением интеллекта (Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Маляревские). Деятельность И. П. Мержеевского, В. Я. Яковенко, И. И. Ковалевского и др. Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (12-я секция) как первый съезд русских дефектологов. Четвертая секция Первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования как форум русских олигофренопедагогов. Принципы построения педагогической системы воспитания и обучения глубоко отсталых детей. Медико-педагогические учреждения для аномальных детей. Роль школы-санатория В. П. Кащенко для дефективных детей в становлении отечественной дефектологии. Вспомогательные классы и школы как основной тип учебных заведений для умственно отсталых детей. Развитие сети вспомогательных классов и школ в Москве. Развитие сети вспомогательных школ в России.
Становление и развитие теории и практики специального образования в годы советской власти (1917 – 1940гг.).
Борьба с дефективностью и беспризорностью – одна из важнейших задач Советского государства. Деятельность А.Н. Граборова, А.С. Грибоедова. Состояние сети учреждений для детей с нарушением интеллекта в первые годы Советской власти. Первые мероприятия государства по борьбе с дефективностью и беспризорностью. Деятельность органов просвещения, здравоохранения и социальной помощи и других ведомств по предотвращению детской дефективности и беспризорности. I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью. Состояние вспомогательного обучения в двадцатых годах. Деятельность Л.С. Выготского. Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (1924). Л. С. Выготский о принципах советской специальной педагогики и новых задачах в области воспитания и обучения аномальных детей. Законодательные акты 30-х годов в сфере специального образования.
Советская вспомогательная школа и олигофренопедагогика в период Великой Отечественной войны, в послевоенное время. Основные тенденции и перспективы развития теории и практики специального (коррекционного) образования на современном этапе.
Специфика в работе вспомогательной школы в период и Великой Отечественной войны.
Укрепление системы специального образования. Развитие теоретических основ дефектологии в послевоенное время. Формирование нового понимания мира как сообщества, включающего различные микросоциумы, от равноправного взаимодействия которых зависит прогресс человечества. Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 70-е годы XX в. Деятельность ЮНЕСКО по отношению к детям и взрослым инвалидам. Декларации ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов». Появление новой терминологии. Оценка современной системы специального образования. Изменения государственной политики по отношению к лицам с нарушениями в развитии в странах Западной Европы. Развитие дошкольных учреждений для умственно отсталых детей. Расширение общеобразовательной подготовки и совершенствование системы профессионально-трудового обучения и социальной реабилитации учащихся специальной школы.
Дифференциация учреждений для умственно отсталых детей и дифференциация учебно-воспитательного процесса в специальной школе. Изменения в организации работы вспомогательной школы в конце 1960-х годов, в 1986 г., 1999 г.
Перспективы развития олигофренопедагогики и системы специального образования для детей с нарушением интеллекта
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
- 050714.65 «Олигофренопедагогика»
- Специальная педагогика
- Общие основы педагогики
- Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
- Сурдопедагогика
- Тифлопедагогика
- Организация и содержание специальной психологической помощи
- Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития
- Логопедия
- История олигофренопедагогики
- Методика преподавания русского языка
- Методика преподавания математики
- Методика преподавания ручного труда
- Методика преподавания естествознания
- Методика преподавания географии
- Методика преподавания изобразительной деятельности
- Методика преподавания истории