Методика преподавания естествознания
Психолого-педагогические основы обучения умственно отсталых школьников естествознанию. Особенности овладения умственно отсталыми школьниками естествоведческими представлениями и понятиями.
Естествознание как предмет учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Особенности психического развития умственно отсталого школьника, проявляющиеся при овладении курсом естествознания: слабая концентрация и переключаемость внимания, его неустойчивость; малый объем памяти, быстрое забывание и слабое воспроизведение материала; слабость аналитико-синтетических способностей; недостаточность речевого развития. Пропедевтический период обучения естествознанию в коррекционной школе VIII вида – курс «Окружающий мир».
Основные этапы формирования естествоведческих понятий: восприятие объекта, формирование представлений, выработка понятий. Учет психологических особенностей умственно отсталых школьников при формировании понятий. Характеристика естествоведческих понятий в коррекционной школе VIII вида, формирование и развитие представлений и понятий в коррекционной школе VIII вида. Значение наглядного материала в преподавании естествознания в коррекционной школе VIII вида. Приемы обучения, способствующие лучшему усвоению знаний о природе в коррекционной школе VIII вида.
Наглядные средства обучения естествознанию в коррекционной школе VIII вида. Натуральные наглядные пособия: живые объекты, гербарий, чучела, коллекции, влажные препараты, сухие препараты, объекты неживой природы. Искусственные наглядные пособия: модель, глобус, муляжи, аппликации, диорама, компас, термометр. Плоскостные изобразительные наглядные пособия: динамические и статические. Динамические: учебный фильм, диафильмы, грамзаписи, учебные телепередачи. Статические наглядные пособия: учебная таблица, учебная картина, диаграмма, слайды, диапозитивы, схема. Вспомогательное оборудование: реактивы, набор посуды, измерительные приборы, нагревательные приборы, оптические приборы, набор экскурсионного оборудования. Роль уголка живой природы в коррекционной школе VIII вида. Сочетание и комплексное использование наглядных средств обучения
Методика преподавания блока «Неживая природа».
Неживая природа: вода, воздух, горные породы и минералы, почва. Основные физико-химические свойства компонентов неживой природы. Значение лабораторных и практических работ: «Свойства почвы, воздуха, воды» (горение лучины в присутствии и в отсутствии кислорода; плодородие почвы, содержание воздуха в почве и т.д.). Работа учащихся с коллекциями минералов, почв и горных пород. Место экскурсий в формирование понятий о природе у умственно отсталых школьников. Тематика, цели и задачи экскурсионного цикла. Методика организации и проведения экскурсии в коррекционной школе VIII вида
Методика преподавания блока «Живая природа».
Живая природа: бактерии, грибы, растения, животные, их анатомо-морфологическая характеристика и классификация, роль в природе и в жизни человека.
Методика преподавания раздела «Бактерии, грибы, растения». Основные темы, разделы, их взаимосвязь с пропедевтическим курсом, курсом «Неживая природа», методика преподавания. Практическая и коррекционная направленность раздела «Растения». Экскурсионный блок раздела. Методика формирования агротехнических знаний у умственно отсталых учащихся. Формирование основных знаний, умений, навыков и обогащение словаря в ходе овладения учащимися курсом «Бактерии, грибы, растения». Природоохранная направленность курса (виды растений из Красной книги России и Оренбургской области).
Методика преподавания раздела «Животные». Беспозвоночные и позвоночные животные. Практическая и коррекционная направленность раздела «Животные». Экскурсионный блок раздела. Сельскохозяйственная значимость раздела. Изучение основ животноводства. Формирование основных знаний, умений, навыков и обогащение словаря в ходе овладения учащимися курсом «Животные». Природоохранная направленность курса. (виды животных из Красной книги России и Оренбургской области).
.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
- 050714.65 «Олигофренопедагогика»
- Специальная педагогика
- Общие основы педагогики
- Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
- Сурдопедагогика
- Тифлопедагогика
- Организация и содержание специальной психологической помощи
- Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития
- Логопедия
- История олигофренопедагогики
- Методика преподавания русского языка
- Методика преподавания математики
- Методика преподавания ручного труда
- Методика преподавания естествознания
- Методика преподавания географии
- Методика преподавания изобразительной деятельности
- Методика преподавания истории