logo
коррекция отклоняющегося поведения

1 Кащенко в.П. Педагогическая коррекция... С. 45. 158

ЛЕГКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ

Рис. 11

• легкое эмоциональное возбуждение,

• двигательное беспокойство,

• легкая тревожность,

• тревожность средней степени,

• сильная тревожность,

• запредельная тревожность, депрессия,

• гнетущее чувство лишенности, обездоленности (депривация),

• крушение всех надежд (фрустрация).

Цели отклоняющегося поведения. Девиантным поведением ре­бенок пытается достичь своих целей. Для нас это очень важное положение. Бесцельного поведения не бывает. Ни одно живое су­щество не совершает бесцельных действий. То, что не имеет ни­кой цели, не существует. Зная, какие цели преследует ребенок, независимо от того, осознает он их или нет, мы получаем ключ к пониманию его действий.

Какие же цели девиантного поведения учеников? Главную мы уже определили — попытка избавиться от напряжения. Обычно эта цель глубоко замаскирована. Она лишь подразумевается и не осознается ребенком. На поверхности действует множество раз­нообразных мелких целей. Всем известны такие типы поведения, как шалости, баловство, мелкие нарушения. Их цель — дать раз­рядку организму, снять накопившееся напряжение, устранить мышечный застой. Обычно такие нарушения прекращаются, как только сожжена избыточная энергия. Они не влекут за собой