logo
коррекция отклоняющегося поведения

167 Основные методы и приемы коррекции:

• укрепление нервной системы;.

• отвлечение ребенка от того, что стало причиной каприза;

• спокойное игнорирование проявлений капризности;

• воздержание от прямых действий и наказаний;

• применение метода естественных последствий когда ребенку предоставляется возможность пережить последствия своей ка­призности (остался голодным, не взяли на прогулку и т. д.);

• спокойная требовательность;

• отсутствие раздражительности;

• тактичное внушение;

• подсказывание правильных действий;

• доведение требований до конца;

• поддержка.

Своеволие возникает как результат развивающейся самосостоя­тельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремле­ние самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства.

Распространенной ошибкой учителей и родителей в преодоле­нии детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послу­шания, уничтожают в самом зародыше волю ребенка, способ­ность к инициативным, самостоятельным действиям.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение ко взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости выступают не­сдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.

Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлост­ным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, ша­лость. Более опасными являются злостные нарушения дисципли­ны. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющий­ся характер.

Правонарушения. В условиях социальной и педагогической за­пущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления — ху­лиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволен­ного, потерявшие контроль над собой, малолетние преступники

168

становятся особенно дерзкими. Для профилактики правонаруше­ний и борьбы с ними используются специальные методы. С ними Bbi сможете ознакомиться, посетив детскую комнату милиции в своем районе.

Разумеется, поведение ребенка может в большей или мень­шей степени отклоняться от нормального. Незначительные от­клонения есть у всех детей. В различные периоды жизни у де­тей появляется или исчезает стремление к отклоняющемуся поведению. Специалисты говорят даже о наличии сензитив-ных, т. е. наиболее благоприятных для возникновения откло­няющегося поведения, периодов. Если это так, то педагог про­фессионально должен научиться распознавать, насколько про-являющиеся отклонения опасны для каждого ученика. Пройдут ли детские шалости бесследно с возрастом или оставят метку на всю жизнь? Не разовьется ли невинная шалость сначала в негативизм, потом в грубость и дерзость, а закончится право­нарушением?

С детьми не приходилось бы «воевать» и воспитание их не представляло бы никаких трудностей, если бы влечения, жела­ния, направление мыслей и чувств детей всегда совпадали с уст­ремлениями их воспитателей. Именно несовпадение между дет­ским «хочется» и взрослым «нужно» заставляет педагогов изыски­вать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог хочет с честью и успехом разрешить стоящие перед ним воспитательные задачи, необходимо понять происхождение раз­ных видов детского непослушания и в зависимости от этого вы­брать средства для их преодоления.

О чем нужно помнить педагогу, обнаружившему девиантное поведение школьников и поставившему перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям его преодолеть?

1. Прежде всего о том, что нужно занять непримиримую по­зицию и предъявлять категорические требования, вводить актив­ное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важ­нейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пре­делы которых не только осуждается, но и наказывается.

2. Учитель должен устранять не последствия, а с причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смог­ли разобраться в них, — реальная основа для устранения разви­вающихся отклонений.

3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей

169 с обязательным и своевременным реагированием на возникаю, щие ситуации. Иногда он может «не заменить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребенок и сам его довольно мучительно пережил, или, наконец, замечание ро­дителей и учителя угрожает «переполнить чашу» и вызвать доба­вочные осложнения.

4. Политика «кнута и пряника», т. е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами — пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты. Разъ­яснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния, сты­да сочетаются, если это полезно, с запугиваниями, предостереже­ниями, наказаниями. Не надо бояться и отвергать того, что издавна применялось в нашем национальном воспитании. У каж­дого народа воспитание прошло свой путь. Гуманизм для нас се­годня — это реальная помощь ребенку. Здесь все средства хоро­ши. В наших национальных традициях — стремление к тому, чтобы раскаяние и стыд, недовольство собой переживались глуб­же, чем наказание.

5. Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справед­ливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Нака­зания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Не­приятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступ­ка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка, оно не должно носить издевательского или неоправданно жестокого характера.

6. Поощрения не должны восприниматься детьми как обяза­тельные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.

7. Угрозы наказанием должны быть реальными. Мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни воз­можности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Что это воспитывает? Только недоверие и нежелание прислушиваться к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо не выполнимыми.

Советы учителя ребенку:

• ничего не изменится в твоей жизни до тех пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось;

170

, если трудно, хватайся не за все сразу, а исправляй ошибки постепенно;

, выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего кончай с ним;

, не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшения;

, не слишком радуйся, если сразу получится; избавляться от приобретенных недостатков всегда трудно, они могут вер­нуться опять.

Нет ребенка, который не хотел бы стать лучше. Он понимает это и хочет. Но не может. Поможем ему.

'Т11М|1||11|1|1111||||||1|1||1|1|||1|тМИ111М11Ш1ПРТШ1т1И1|||И|111|М1И|||Ш||.....ihmhiihmi.........................щи.....ищ.......................■■......щ......

Видим: учитель имеет перед собой разнообразные формы и уровни девиантного поведения. Одни безопасны и скоро проходят, другие представляют угрозу для правильного раз­вития. Для каждой формы отклоняющегося поведения педа­гогика предложила достаточно эффективные методы и приемы коррекционной работы. Главное, как подчеркивал А.С. Макаренко, как только начинается действие, требуется его порядок и завершение, постоянство, хладнокровие и стойкость.

в—■

«Кризис-7»: поведение учителя

Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта добродетелей и поведения и сверх того по нашему усмотрению и образцу. Ребенок всегда будет плохим для того, кто плохо к нему относится.

Вся наша жизнь — непрекращающаяся цепь кризисов, перехо­дов из одного состояния в другое. Развитие ребенка отмечено не­сколькими судьбоносными событиями, резко и круто изменяю­щими его взгляды на мир и на себя, отношение к людям, все поведение. Наступление таких событий — результат действия ве­ликого закона перехода количественных изменений в качествен­ные. Незаметно, постепенно, но неуклонно, ежедневно и ежесе­кундно увеличиваются знания и умения, приобретается опыт, накапливаются силы — и вдруг все это прорывается наружу, осво­бождается и ребенок предстает перед нами и перед самим собой в новом качестве, в новом образе. Он и тот — и уже другой. Длятся эти скачки недолго, но значение имеют огромное. Отрезки