logo
коррекция отклоняющегося поведения

1 «Гнутые, не принятые коллективом дети ожесточаются и

' ают в деструктивное поведение. От них можно ожидать

всего-

«Непризнанного лидера» можно «вычислить» по следующим

признакам:

неконтактность, неспособность ни с кем подружиться; сильно завышенная (или наоборот, заниженная) самооцен­ка; __ ПОСТоянная неудовлетворенность, плохое настроение;

■ конфликтность, склонность к деструктивному поведению. К пятой группе могут быть отнесены дети со сложностями адаптации. Их легко заметить: ребенок или с удовольствием идет в школу, или относится к ней нейтрально как неизбежно­му месту пребывания, или враждебно и не проявляет никакого желания посещать. Может убежать или остро конфликтовать с учителями и детьми. Причины отказа ребенка посещать школу чаще всего именно в несложившихся отношениях с другими

детьми.

Одна из аксиом правильного школьного воспитания — фор­мирование и сплочение коллектива класса. Если педагогу уда­лось объединить детей, сдружить их, сделать неравнодушными к судьбам друг друга, то половину воспитательных проблем он уже решил. Осуществляя коррекционную работу по сплочению класса, облегчению адаптации детей к школьной жизни, необ­ходимо:

- вести с каждым ребенком индивидуальную целенаправленную работу, чтобы полнее раскрыть его возможности; закреплять положительную самооценку, чувство собственного Достоинства вместе с чувствами справедливости, уважения к Другим;

рормировать «ресурс успеха» — уверенность в том, что все трудности будут успешно преодолены;

гулярно организовывать всякого рода соревнования меж-

9 детьми, чтобы каждый мог в чем-то проявить себя, про-

емонстрировать свои способности и умения. Тогда статус

чительно усиливается, возрастает самооценка: дети на-

лядно видят, что один силен в одном, а другой — в дру-

* ОМ

* ОМ.

Сдавать положительную мотивацию для успешного выполне-т предстоящей работы;

187- использовать, награды, поощрения, присваивать звания титулы отличившимся, так чтобы ни один ребенок в се не остался без титула: «лучший по математике», ший в прыжках», «лучший по опрятности книг и дей» и т. д.

Итак, ребенок утверждает образ собственного «Я» по реак-" ции окружающих его людей. Школьный класс — это коллек­тив, формированием и развитием которого управляет учитель. Если коллектив достигнет высокого уровня, он сам становится воспитателем для своих членов. Учитель достигнет значитель­ных успехов в коррекционной работе, если будет сочетать влияние на весь коллектив, на отдельные подгруппы детей, выделенные по определенным признакам, с индивидуальным