Классификация отклоняющегося поведения
Легче найти ученика, который совсем не совершил безнравственного поступка, чем найти такого, который совершил бы его только один раз.
Проявления отклоняющегося поведения настолько разнообразны, что учителю бывает очень трудно разглядеть за ними общие признаки. Еще труднее заметить ему различие в одинаковых, на первый взгляд, актах отклоняющегося поведения. Сочетаясь самым причудливым образом, они дают неповторимые картины индивидуального поведения. Перефразируя классика, можно сказать: все счастливые дети счастливы одинаково, каждый несчастный ребенок несчастен по-своему. Чтобы не утонуть в многообразии отклонений и не рассматривать каждое в отдельности как неповторимый случай, необходимо выяснить причины, наиболее характерные признаки.
Многообразие проявлений отклоняющегося поведения наука пытается свести к типовым схемам. Только так можно вычленить характерное, главные и второстепенные причины, выявить общие и вспомогательные признаки. В этом большой практический смысл; учитель всегда должен опираться на главные причины, улавливать наиболее характерные признаки, свойственные всем или многим детям, а потом уже принимать во внимание и другие сопутствующие факторы.
Большинство теоретических вопросов успешно разрешается с помощью классификации. Классификация — это выделенные по общему признаку и сведенные в систему виды отклоняющегося поведения вместе с причинами, их обусловливающими, типичными формами проявления. Из классификации выделяют характерные группы девиантного поведения. После этого определяются общие формы, методы и методики коррекционной работы. Установив принадлежность ученика к одной из групп отклоняющегося поведения, учитель получает рекомендации по диагностике и коррекции его поведения, типичные для данной группы. На общих рекомендациях затем выстраиваются индивидуальные методики коррекционного воспитания.
Отечественные и зарубежные исследователи предложили различные подходы к классификации нестандартного поведения. Большая их часть принадлежит врачам и психологам и основывается на анализе психических особенностей людей, таких, например, как направленность, мотивация, характер, темперамент.
Разработанные на их основе коррекционные методики предназначены для психокоррекции поведения в условиях медико-педагогических учреждений. В школьных классах применения они не находят.
По каким признакам можно составить классификацию отклоняющегося поведения школьников, пригодную для осуществления коррекционной работы в классе? К ним, в первую очередь, нужно отнести те, что определяют природу отклоняющегося поведения, его направленность, характерные способы проявления. Необходимо также, чтобы эти признаки были не только важными, но и видимыми для учителя, чтобы он мог их диагностировать. Тогда педагогу будет легче соотнести то, что он видит, со скрытыми, спрятанными глубоко внутри причинами, подталкивающими школьников к тем или иным действиям.
Выдвинутым требованиям отвечает многомерная классификация девиантного поведения младших школьников. В единстве и взаимозависимости в ней учтены:
1) видимые наиболее характерные признаки отклоняющегося поведения;
2) уровень (глубина) отклонений поведения;
3) характер (содержание) отклоняющегося поведения;
4) длительность (запущенность) девиантного поведения;
5) главные наследственные и характерологические причины, вызвавшие определенный тип отклоняющегося поведения;
6) цели (направленность) нестандартного поведения;
7) главные источники (причины) возникновения;
8) эмоциональные состояния;
9) особенности проявления девиантного поведения;
10) тип (название, определение) отклоняющегося поведения;
11) группа коррекции.
В таблице 1 приводится часть этой классификации. Она используется учителем на всех этапах коррекционной работы — от
Окончание табл. 1
Таблица
Классификация отклоняющегося поведения
Видимые проявления | Эмоциональные состояния | Цели девиантного поведения | Особенности проявления | Чем вызвано поведение | Группы коррекции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Непослушание | Легкое напряжение | Эмоциональная разрядка | Сопротивление просьбам | Особенности возраста |
|
Сопротив- Особенно-ление тре- ста возрас бованиям та
Выпуск избыточной энергии
Особенности возраста
Постоянное сопротивление советам
Устранение двигательного беспокойства
'jbe беспокойство
Девиантно го поведения
Трудности адаптации
Сознательное нежелание правильно вести себя
Реализация требований
Повышенная эмоциональная напряженность
Немотивированное и неразумное сопротивление
Стремление к превосходству
Тревожно- «и, асоци
Повышен-ная эмо-
Противодействие просьбам, советам
Стремление к превосходству
Тревожность средней степени
напряженность
Неправиль- Асоциальное пред- ного, от-шествую- клоняюще-щее воспи- гося пове-тание
Намеренное выпол нение нецелесообразных действий
Стремление к превосходству
Высокая тревожность
Депрессии асоциального поведения
Трудности жизни
Нежелание неумение понять себя
Уход от трудностей
Эмоциональных состояний
Противоречие «Я -они»
Игнорирование пре-
Поиск защиты,
Депрессия, депривация
на пути са моутверждения
Совершение мести
Депривация
ленное нарушение норм
Деструктивное поведение
Фрустрация
чие «Я -они»
ничное нарушение прав других
156определения типа (вида и названия) отклоняющегося поведения до выбора методов коррекции и подведения итогов проделанной работы. Учитель получает полный обзор картины девиант-ного поведения. Он больше не пытается исправить положение за любые рекомендации, а подходит к делу профессионально: понимает свои проблемы, устанавливает их характер, главные причины, определяет, что именно нужно сделать для устранения, создает группы коррекции и применяет соответствующие методики.
Педагог всегда видит перед собой сложную и целостную картину отклоняющегося поведения, где легкие формы сменяются более тяжелыми. Цепочка нарастающих отклонений может быть, например, такой: ложь, скрытность, грубость; издевательства над малышами; мелкое хулиганство; угон велосипеда; увлечение азартными играми; алкоголь, курение; безнадзорность; побег из школы; уход из дому; бродяжничество. Если учитель по определяющему и сопутствующим признакам устанавливает принадлежность отклоняющегося поведения к одному из видов, то в дальнейшем он опирается на рекомендации по коррекции этого вида отклонения.
Видимые проявления отклоняющегося поведения
- Классификация отклоняющегося поведения
- Внешний вид
- Эмоциональные состояния
- 1 Кащенко в.П. Педагогическая коррекция... С. 45. 158
- 159Никакой опасности ни для детей, ни для окружающих и не должны нас беспокоить.
- Для работы с детьми
- Непослушание шалость озорство проступок негативизм упрямство капризы своеволие грубость дерзость недисциплинированность правонарушения
- 167 Основные методы и приемы коррекции:
- 171 Времени, на которых совершаются качественные скачки, называ„ ют кризисными.
- 175 161Помогая детям пережить кризис, учитель будет: всегда выполнять свои обещания;
- 177Проблемы адаптации детей к школе
- 179Обсудим профессиональный секрет
- I Однако во время учебы привычные ожидания не подтвер-яаются. Учительница со всеми учениками обращается ровно,
- 183Ний. Клички возникают и в классе, служат для учителя источ ником постоянной головной боли, потому что из-за них про. Исходят постоянные обиды, драки.
- 1 «Гнутые, не принятые коллективом дети ожесточаются и
- Проверим себя
- Прочитаем дополнительно