logo
коррекция отклоняющегося поведения

Классификация отклоняющегося поведения

Легче найти ученика, который совсем не совершил безнравственного поступка, чем найти такого, кото­рый совершил бы его только один раз.

Проявления отклоняющегося поведения настолько разнооб­разны, что учителю бывает очень трудно разглядеть за ними общие признаки. Еще труднее заметить ему различие в одинаковых, на первый взгляд, актах отклоняющегося поведения. Сочетаясь самым причудливым образом, они дают неповторимые картины индивидуального поведения. Перефразируя классика, можно ска­зать: все счастливые дети счастливы одинаково, каждый несчаст­ный ребенок несчастен по-своему. Чтобы не утонуть в многооб­разии отклонений и не рассматривать каждое в отдельности как неповторимый случай, необходимо выяснить причины, наиболее характерные признаки.

Многообразие проявлений отклоняющегося поведения наука пытается свести к типовым схемам. Только так можно вычленить характерное, главные и второстепенные причины, выявить общие и вспомогательные признаки. В этом большой практический смысл; учитель всегда должен опираться на главные причины, улавливать наиболее характерные признаки, свойственные всем или многим детям, а потом уже принимать во внимание и другие сопутствующие факторы.

Большинство теоретических вопросов успешно разрешает­ся с помощью классификации. Классификация — это выделен­ные по общему признаку и сведенные в систему виды откло­няющегося поведения вместе с причинами, их обусловливаю­щими, типичными формами проявления. Из классификации выделяют характерные группы девиантного поведения. После этого определяются общие формы, методы и методики коррекционной работы. Установив принадлежность ученика к од­ной из групп отклоняющегося поведения, учитель получает рекомендации по диагностике и коррекции его поведения, ти­пичные для данной группы. На общих рекомендациях затем выстраиваются индивидуальные методики коррекционного воспитания.

Отечественные и зарубежные исследователи предложили раз­личные подходы к классификации нестандартного поведения. Большая их часть принадлежит врачам и психологам и основыва­ется на анализе психических особенностей людей, таких, например, как направленность, мотивация, характер, темперамент.

Разработанные на их основе коррекционные методики предна­значены для психокоррекции поведения в условиях медико-педа­гогических учреждений. В школьных классах применения они не находят.

По каким признакам можно составить классификацию от­клоняющегося поведения школьников, пригодную для осуще­ствления коррекционной работы в классе? К ним, в первую очередь, нужно отнести те, что определяют природу отклоняю­щегося поведения, его направленность, характерные способы проявления. Необходимо также, чтобы эти признаки были не только важными, но и видимыми для учителя, чтобы он мог их диагностировать. Тогда педагогу будет легче соотнести то, что он видит, со скрытыми, спрятанными глубоко внутри причи­нами, подталкивающими школьников к тем или иным дейст­виям.

Выдвинутым требованиям отвечает многомерная классифика­ция девиантного поведения младших школьников. В единстве и взаимозависимости в ней учтены:

1) видимые наиболее характерные признаки отклоняющегося поведения;

2) уровень (глубина) отклонений поведения;

3) характер (содержание) отклоняющегося поведения;

4) длительность (запущенность) девиантного поведения;

5) главные наследственные и характерологические причины, вызвавшие определенный тип отклоняющегося поведения;

6) цели (направленность) нестандартного поведения;

7) главные источники (причины) возникновения;

8) эмоциональные состояния;

9) особенности проявления девиантного поведения;

10) тип (название, определение) отклоняющегося поведения;

11) группа коррекции.

В таблице 1 приводится часть этой классификации. Она ис­пользуется учителем на всех этапах коррекционной работы — от

Окончание табл. 1

Таблица

Классификация отклоняющегося поведения

Видимые проявления

Эмоцио­нальные со­стояния

Цели деви­антного по­ведения

Особенно­сти прояв­ления

Чем вызва­но поведе­ние

Группы коррекции

1

2

3

4

5

6

Непослу­шание

Легкое на­пряжение

Эмоцио­нальная разрядка

Сопротив­ление просьбам

Особенно­сти возрас­та

Сопротив- Особенно-ление тре- ста возрас бованиям та

Выпуск из­быточной энергии

Особенно­сти возрас­та

Постоян­ное сопро­тивление советам

Устранение двигатель­ного бес­покойства

'jbe беспо­койство

Девиантно го поведе­ния

Трудности адаптации

Сознатель­ное неже­лание пра­вильно вести себя

Реализация требований

Повышен­ная эмо­циональная напряжен­ность

Немотиви­рованное и неразумное сопротив­ление

Стремле­ние к пре­восходству

Тревожно- «и, асоци

Повышен-ная эмо-

Противо­действие просьбам, советам

Стремле­ние к пре­восходству

Тревож­ность сред­ней степе­ни

напряжен­ность

Неправиль- Асоциаль­ное пред- ного, от-шествую- клоняюще-щее воспи- гося пове-тание

Намерен­ное выпол нение не­целесооб­разных действий

Стремле­ние к пре­восходству

Высокая тревож­ность

Депрессии асоциаль­ного пове­дения

Трудности жизни

Нежелание неумение понять себя

Уход от трудностей

Эмоцио­нальных состояний

Противоре­чие «Я -они»

Игнориро­вание пре-

Поиск за­щиты,

Депрессия, депривация

на пути са моутвер­ждения

Соверше­ние мести

Деприва­ция

ленное на­рушение норм

Деструк­тивное по­ведение

Фрустра­ция

чие «Я -они»

ничное на­рушение прав дру­гих

156определения типа (вида и названия) отклоняющегося поведения до выбора методов коррекции и подведения итогов проделан­ной работы. Учитель получает полный обзор картины девиант-ного поведения. Он больше не пытается исправить положение за любые рекомендации, а подходит к делу профессионально: понимает свои проблемы, устанавливает их характер, главные причины, определяет, что именно нужно сделать для устране­ния, создает группы коррекции и применяет соответствующие методики.

Педагог всегда видит перед собой сложную и целостную кар­тину отклоняющегося поведения, где легкие формы сменяются более тяжелыми. Цепочка нарастающих отклонений может быть, например, такой: ложь, скрытность, грубость; издевательства над малышами; мелкое хулиганство; угон велосипеда; увлечение азартными играми; алкоголь, курение; безнадзорность; побег из школы; уход из дому; бродяжничество. Если учитель по опреде­ляющему и сопутствующим признакам устанавливает принадлеж­ность отклоняющегося поведения к одному из видов, то в даль­нейшем он опирается на рекомендации по коррекции этого вида отклонения.

Видимые проявления отклоняющегося поведения