171 Времени, на которых совершаются качественные скачки, называ„ ют кризисными.
Три кризиса переживает ребенок до 8—9 лет. Первый наступает в конце первого года жизни. От новорожденного до годовалого огромное расстояние: там была только модель человека а тут он уже предстает перед нами во всем своем сложном великолепии. Следствие первого кризиса — надежда. Ребенок прешел первый, очень трудный период адаптации к внешнему миру, будет жить. Он ощущает собственные силы для дальнейшего развития, для дальнейшей борьбы. В возрасте 2—3 лет наступает второй кризис, после которого у ребенка крепнет сила воли.
Третий кризис приходит в 6—7 лет и совпадает с началом обучения в школе. На естественные сложности роста и развития наслаиваются трудности школьного обучения. Поэтому «кризис-7», как его называют для краткости специалисты, — один из самых нелегких и для ребенка, и для взрослых. Следствием его будет цель, которую впервые начинает ощущать ребенок, осознание того, что он вступил в реальную жизнь со всеми ее сложностями и противоречиями. В школьном возрасте его подстерегает еще один кризис (14—15 лет), из которого подросток вынесет компетентность, т. е. достаточно полное и правильное представление о реальной жизни.
Что считать критическим периодом — вступление в новую фазу развития? предшествующую этому перестройку? возникновение нового качества? И то и другое и третье. Возрастной кризис — это своеобразный поворотный пункт, через который должен обязательно пройти каждый ребенок, чтобы благополучно встать на новый, более взрослый путь. Важнейший вопрос, возникающий при этом, — как отличить нормальные сдвиги, естественные для данного возраста, от отклонений, грозящих перерасти в необратимые нарушения?
Рассмотрим проблемы «кризиса-7» и главное внимание уделим поведению учителя. Иногда «кризис-7» запаздывает на 1—2 года и наступает в 8—9 лет. Так что учитель начальной школы переживает непрекращающийся кризисный период: одни дети уже выходят из него, другие только вступают.
«Кризис-7» сопровождается нарушениями обычного функционирования детского организма. Серьезные изменения происходят и в поведении ребенка. Характерные особенности наблюдаются очень отчетливо: это негативизм и упрямство. Ими, как детскими болезнями, страдают все дети. Иногда «кризис-7» протекает легче и ограничивается детскими капризами. Учитель должен терпели-
172
о ожидать прекращения этого возрастного «заболевания» и прижит максимум усилий, чтобы помочь ребенку в этой трудной для него ситуации.
Негативизм — это невыполнение требований взрослых, поступки по собственному усмотрению, игнорирование мнений и пожеланий родителей и учителей. Очень часто ребенок, даже не дослушав до конца предложение, пожелание или просьбу, категорически отметает их, не вникая в смысл. Это реакция не на содержание требования, а на само его выдвижение, предложение что-то сделать.
Упрямство — это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему это необходимо, а единственно потому, что он этого хочет, этого требует. Это желание настоять на своем вопреки логике, здравому смыслу. Ребенок хочет проверить, как далеко он может пойти в своих требованиях к окружающим. Иногда он понимает безрассудность своих требований, страдает, но ничего поделать с собой не может. Такова природа детского самоутверждения. Он видит, что своим поведением разрушает хорошие отношения с родителями и учителями, но сил остановиться нет.
«Кризис-7» — это переход ребенка на новый уровень переживаний, это оценка фактического состояния собственных чувств, рождение осмысленной ориентации в собственных переживаниях. Еще вчера ребенок не понимал, что означает «мне весело», «я сердитый». Наступил перелом, произошел скачок в новое качество: ребенку открылось нечто новое и удивительное. Он решает немедленно проверить новые ощущения.
Если педагог правильно оценил состояние и ситуацию, тактично отреагировал, то негативизм и упрямство быстро пройдут. Но если были допущены ошибки в поведении и общении педагога с ребенком, то эти признаки кризисного периода могут стать устойчивыми чертами характера. Рецидивы упрямства и негативизма возникают всякий раз, когда ребенок почувствует себя ограниченным в своих правах, когда под угрозой окажется его самооценка, будет подавляться его самостоятельность. Эти качества станут формой протеста, недовольства, причиной девиантного поведения. Иногда возможен и другой исход — ребенок становится пассивным, безразличным ко всему, впадает в состояние затяжной депрессии.
Едва ли не главной причиной неблагоприятного завершения кризисного периода становятся обильные и всевозможные запреты. Родители и учителя видят напряжение ребенка и, чтобы
173 - . защитить его от необдуманного поведения, стремятся все ограничивать и запрещать. Можно ли винить их в этом? Но с другой стороны, если «нельзя, не делай этого», «уйди» постоянно слышит мальчик, «уймись», «сиди», «остановись» — кричат девочке, то какой у них остается выход?
Нельзя действовать взрослым так жестко и категорично. Скажите лучше: «Это может быть очень опасно для твоего здоровья и для твоего будущего. Стоит ли так рисковать? Подумай». Весьма полезно смягчать запреты: нельзя делать одно, но можно делать другое (нельзя бегать, кричать, когда идет урок, но можно тихо выйти во двор). Не стоит вводить запреты, когда без них можно обойтись. Лучше применять кратковременные запреты, которые действуют до определенного часа. Тогда разрешение ученики воспримут как награду за терпение. Дайте им перспективу и силу пережить запрет.
Нередко причиной остаточного негативизма и упрямства становится чрезмерный и жесткий контроль. Детей превращают в «оловянных солдатиков», с которыми взрослые делают все, что им заблагорассудится. Их обязывают делать только то, что от них требуют, что им разрешают. Это противоречит стремлению детей к самоутверждению, активности, независимости от взрослых.
Для помощи детям в кризисный период их жизни требуется особая согласованность действий учителей и родителей. Трудный период пройдет для ребенка безболезненно, когда учителя и родители будут действовать правильно и сообща. Они:
• общими усилиями устранят причины, мешающие ребенку правильно развиваться;
• установят личные контакты и будут действовать согласованно;
• будут избегать критики действий друг друга;
• не будут предъявлять неадекватных требований и взаимных обвинений.
Критический период опасен тем, что повышается вероятность сломать личность. Если ребенок научится безропотно подчиняться, полюбит слушаться, то это может со временем перерасти в бесхарактерность, приспособленчество. И наоборот, попустительство и чрезмерная мягкость приведут к противоположным качествам. А.С. Макаренко учил, что необходимо находить разумный компромисс между активностью и торможением. Если слабая нервная система ребенка от бесконечных трудностей начинает давать только негативные реакции, то нужно остановиться и посмотреть, что же мы делаем.
174
Иногда следствием «кризиса-7» становится молчаливость, которая со временем может перейти в замкнутость. При коррекции этого поведения необходим особый такт. Нельзя давить на ребенка, выпытывать, требовать откровенного объяснения. Это лишь усугубит ситуацию. Нужно поймать благоприятный момент, когда он сам захочет рассказать о своих переживаниях. При надоедливости взрослых молчаливость может перерастать в грубость, откровенную ложь; защищаясь, ребенок начинает обманывать, поэтому не следует его вынуждать становиться на этот путь самообороны.
Естественная перестройка организма в кризисный период сопровождается новыми социальными отношениями. Отношения эти сложные, пугающие, непонятные. Обобщенно их можно выразить через самый видимый фактор — мир собственности, денег. Он впервые практически сталкивается с этим миром, становится его участником, получает объективное представление о материальной стороне жизни. Одежда, учебники, школьные обеды — все стоит денег. Жвачка, хлопушки, ролики, которые есть у одноклассников, жестко влияют на мировоззрение и поведение ребенка в этом мире, зависящем от денег. Педагогика старательно обходила тему «Ребенок и деньги», у нас почти нет исследований данного вопроса. Теперь мы вынуждены изучать ее: многие причины девиантного поведения обусловлены именно материальной стороной жизни или связаны с ней.
Учителя и родители часто бывают напуганы остро развивающимся кризисом. Ребенок как бы вдруг, без видимой причины становится ленивым, неуклюжим, сонным, капризным, раздражительным, недисциплинированным и лживым, чтобы через год выровняться, «исправиться», снова стать привлекательным и любимым. Не нужно придавать этому слишком большого значения. Чуть больше выдержки, сочувствия, такта, понимания — и время возьмет свое, трудный период закончится без последствий. Но если неправильными действиями деформировать, искажать естественное поведение школьника, то оно может перерасти в естественную привычку, с которой человек войдет в жизнь. Неверный, оскорбительный, грубый, злой тон запрета, принятый учителем или родителями, никогда не помогает, а только усугубляет желание действовать наперекор.
Необходимо помнить, что кризис не наступает у всех детей одновременно. Этим объясняется то обстоятельство, что те воспитательные воздействия, которые дают эффект применительно к одному школьнику, оказываются малоэффективными или не Действуют совсем на других.
- Классификация отклоняющегося поведения
- Внешний вид
- Эмоциональные состояния
- 1 Кащенко в.П. Педагогическая коррекция... С. 45. 158
- 159Никакой опасности ни для детей, ни для окружающих и не должны нас беспокоить.
- Для работы с детьми
- Непослушание шалость озорство проступок негативизм упрямство капризы своеволие грубость дерзость недисциплинированность правонарушения
- 167 Основные методы и приемы коррекции:
- 171 Времени, на которых совершаются качественные скачки, называ„ ют кризисными.
- 175 161Помогая детям пережить кризис, учитель будет: всегда выполнять свои обещания;
- 177Проблемы адаптации детей к школе
- 179Обсудим профессиональный секрет
- I Однако во время учебы привычные ожидания не подтвер-яаются. Учительница со всеми учениками обращается ровно,
- 183Ний. Клички возникают и в классе, служат для учителя источ ником постоянной головной боли, потому что из-за них про. Исходят постоянные обиды, драки.
- 1 «Гнутые, не принятые коллективом дети ожесточаются и
- Проверим себя
- Прочитаем дополнительно