logo
коррекция отклоняющегося поведения

171 Времени, на которых совершаются качественные скачки, называ„ ют кризисными.

Три кризиса переживает ребенок до 8—9 лет. Первый насту­пает в конце первого года жизни. От новорожденного до годо­валого огромное расстояние: там была только модель человека а тут он уже предстает перед нами во всем своем сложном вели­колепии. Следствие первого кризиса — надежда. Ребенок пре­шел первый, очень трудный период адаптации к внешнему миру, будет жить. Он ощущает собственные силы для дальней­шего развития, для дальнейшей борьбы. В возрасте 2—3 лет на­ступает второй кризис, после которого у ребенка крепнет сила воли.

Третий кризис приходит в 6—7 лет и совпадает с началом обу­чения в школе. На естественные сложности роста и развития на­слаиваются трудности школьного обучения. Поэтому «кризис-7», как его называют для краткости специалисты, — один из самых нелегких и для ребенка, и для взрослых. Следствием его будет цель, которую впервые начинает ощущать ребенок, осознание того, что он вступил в реальную жизнь со всеми ее сложностями и противоречиями. В школьном возрасте его подстерегает еще один кризис (14—15 лет), из которого подросток вынесет компетент­ность, т. е. достаточно полное и правильное представление о ре­альной жизни.

Что считать критическим периодом — вступление в новую фазу развития? предшествующую этому перестройку? возникно­вение нового качества? И то и другое и третье. Возрастной кри­зис — это своеобразный поворотный пункт, через который дол­жен обязательно пройти каждый ребенок, чтобы благополучно встать на новый, более взрослый путь. Важнейший вопрос, воз­никающий при этом, — как отличить нормальные сдвиги, естест­венные для данного возраста, от отклонений, грозящих перерасти в необратимые нарушения?

Рассмотрим проблемы «кризиса-7» и главное внимание уде­лим поведению учителя. Иногда «кризис-7» запаздывает на 1—2 года и наступает в 8—9 лет. Так что учитель начальной шко­лы переживает непрекращающийся кризисный период: одни дети уже выходят из него, другие только вступают.

«Кризис-7» сопровождается нарушениями обычного функцио­нирования детского организма. Серьезные изменения происходят и в поведении ребенка. Характерные особенности наблюдаются очень отчетливо: это негативизм и упрямство. Ими, как детскими болезнями, страдают все дети. Иногда «кризис-7» протекает легче и ограничивается детскими капризами. Учитель должен терпели-

172

о ожидать прекращения этого возрастного «заболевания» и при­жит максимум усилий, чтобы помочь ребенку в этой трудной для него ситуации.

Негативизм — это невыполнение требований взрослых, по­ступки по собственному усмотрению, игнорирование мнений и пожеланий родителей и учителей. Очень часто ребенок, даже не дослушав до конца предложение, пожелание или просьбу, кате­горически отметает их, не вникая в смысл. Это реакция не на содержание требования, а на само его выдвижение, предложе­ние что-то сделать.

Упрямство — это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему это необходимо, а единственно потому, что он этого хочет, этого требует. Это желание настоять на своем вопреки логике, здравому смыслу. Ребенок хочет про­верить, как далеко он может пойти в своих требованиях к окру­жающим. Иногда он понимает безрассудность своих требова­ний, страдает, но ничего поделать с собой не может. Такова природа детского самоутверждения. Он видит, что своим пове­дением разрушает хорошие отношения с родителями и учителя­ми, но сил остановиться нет.

«Кризис-7» — это переход ребенка на новый уровень пере­живаний, это оценка фактического состояния собственных чувств, рождение осмысленной ориентации в собственных пе­реживаниях. Еще вчера ребенок не понимал, что означает «мне весело», «я сердитый». Наступил перелом, произошел скачок в новое качество: ребенку открылось нечто новое и удивительное. Он решает немедленно проверить новые ощу­щения.

Если педагог правильно оценил состояние и ситуацию, так­тично отреагировал, то негативизм и упрямство быстро пройдут. Но если были допущены ошибки в поведении и общении педаго­га с ребенком, то эти признаки кризисного периода могут стать устойчивыми чертами характера. Рецидивы упрямства и негати­визма возникают всякий раз, когда ребенок почувствует себя ог­раниченным в своих правах, когда под угрозой окажется его само­оценка, будет подавляться его самостоятельность. Эти качества станут формой протеста, недовольства, причиной девиантного поведения. Иногда возможен и другой исход — ребенок становит­ся пассивным, безразличным ко всему, впадает в состояние за­тяжной депрессии.

Едва ли не главной причиной неблагоприятного завершения кризисного периода становятся обильные и всевозможные запре­ты. Родители и учителя видят напряжение ребенка и, чтобы

173 - . защитить его от необдуманного поведения, стремятся все ограни­чивать и запрещать. Можно ли винить их в этом? Но с другой сто­роны, если «нельзя, не делай этого», «уйди» постоянно слышит мальчик, «уймись», «сиди», «остановись» — кричат девочке, то какой у них остается выход?

Нельзя действовать взрослым так жестко и категорично. Ска­жите лучше: «Это может быть очень опасно для твоего здоровья и для твоего будущего. Стоит ли так рисковать? Подумай». Весьма полезно смягчать запреты: нельзя делать одно, но можно делать другое (нельзя бегать, кричать, когда идет урок, но можно тихо выйти во двор). Не стоит вводить запреты, когда без них можно обойтись. Лучше применять кратковременные запреты, которые действуют до определенного часа. Тогда разрешение ученики вос­примут как награду за терпение. Дайте им перспективу и силу пе­режить запрет.

Нередко причиной остаточного негативизма и упрямства становится чрезмерный и жесткий контроль. Детей превраща­ют в «оловянных солдатиков», с которыми взрослые делают все, что им заблагорассудится. Их обязывают делать только то, что от них требуют, что им разрешают. Это противоречит стремлению детей к самоутверждению, активности, независи­мости от взрослых.

Для помощи детям в кризисный период их жизни требуется особая согласованность действий учителей и родителей. Трудный период пройдет для ребенка безболезненно, когда учителя и ро­дители будут действовать правильно и сообща. Они:

• общими усилиями устранят причины, мешающие ребенку правильно развиваться;

• установят личные контакты и будут действовать согласо­ванно;

• будут избегать критики действий друг друга;

• не будут предъявлять неадекватных требований и взаимных обвинений.

Критический период опасен тем, что повышается вероятность сломать личность. Если ребенок научится безропотно подчинять­ся, полюбит слушаться, то это может со временем перерасти в бесхарактерность, приспособленчество. И наоборот, попусти­тельство и чрезмерная мягкость приведут к противоположным ка­чествам. А.С. Макаренко учил, что необходимо находить разум­ный компромисс между активностью и торможением. Если слабая нервная система ребенка от бесконечных трудностей на­чинает давать только негативные реакции, то нужно остановиться и посмотреть, что же мы делаем.

174

Иногда следствием «кризиса-7» становится молчаливость, ко­торая со временем может перейти в замкнутость. При коррек­ции этого поведения необходим особый такт. Нельзя давить на ребенка, выпытывать, требовать откровенного объяснения. Это лишь усугубит ситуацию. Нужно поймать благоприятный мо­мент, когда он сам захочет рассказать о своих переживаниях. При надоедливости взрослых молчаливость может перерастать в грубость, откровенную ложь; защищаясь, ребенок начинает об­манывать, поэтому не следует его вынуждать становиться на этот путь самообороны.

Естественная перестройка организма в кризисный период со­провождается новыми социальными отношениями. Отношения эти сложные, пугающие, непонятные. Обобщенно их можно вы­разить через самый видимый фактор — мир собственности, денег. Он впервые практически сталкивается с этим миром, становится его участником, получает объективное представление о матери­альной стороне жизни. Одежда, учебники, школьные обеды — все стоит денег. Жвачка, хлопушки, ролики, которые есть у одно­классников, жестко влияют на мировоззрение и поведение ребен­ка в этом мире, зависящем от денег. Педагогика старательно об­ходила тему «Ребенок и деньги», у нас почти нет исследований данного вопроса. Теперь мы вынуждены изучать ее: многие при­чины девиантного поведения обусловлены именно материальной стороной жизни или связаны с ней.

Учителя и родители часто бывают напуганы остро развиваю­щимся кризисом. Ребенок как бы вдруг, без видимой причины становится ленивым, неуклюжим, сонным, капризным, раздра­жительным, недисциплинированным и лживым, чтобы через год выровняться, «исправиться», снова стать привлекательным и лю­бимым. Не нужно придавать этому слишком большого значения. Чуть больше выдержки, сочувствия, такта, понимания — и время возьмет свое, трудный период закончится без последствий. Но если неправильными действиями деформировать, искажать есте­ственное поведение школьника, то оно может перерасти в естест­венную привычку, с которой человек войдет в жизнь. Неверный, оскорбительный, грубый, злой тон запрета, принятый учителем или родителями, никогда не помогает, а только усугубляет жела­ние действовать наперекор.

Необходимо помнить, что кризис не наступает у всех детей од­новременно. Этим объясняется то обстоятельство, что те воспита­тельные воздействия, которые дают эффект применительно к од­ному школьнику, оказываются малоэффективными или не Действуют совсем на других.