logo
коррекция отклоняющегося поведения

175 161Помогая детям пережить кризис, учитель будет: всегда выполнять свои обещания;

мягко добиваться, чтобы ребенок сам захотел сделать то что от него требуется; сотрудничать с учеником;

развивать самостоятельность, инициативность ребенка; избегать употребления фраз: «Ты еще маленький», «Не до­рос еще, не твое дело»;

поддерживать и уважать достоинство маленького человека. Учитель никогда не собьется на перепалку или ссору с уче­ником.

Итак, кризис — неизбежная часть развития каждого ребен­ка. «Кризис-7» накладывается на начало школьного обучения и переживается детьми особенно трудно. Задача учителя в этот момент сделать все от него зависящее, чтобы помочь ребенку справиться с возникшими трудностями.

Для работы с детьми

Диагностические методики Название: Так или так? Форма, метод: Тест-игра.

Цепь: Самооценка некоторых взглядов, действий, решений. Модификации могут быть многоцелевого назначения. Оборудование: Распечатка теста.

Утверждения

Да

Нет

Ко мне относятся не так, как я этого заслуживаю

Я стараюсь, но моих стараний не замечают

Своими успехами я обязан только самому себе

Я не помогаю другим, пускай каждый заботится о себе сам

Я могу контролировать свое поведение

К моему мнению прислушиваются другие дети и учительница

К моему мнению в классе никто не прислушивается

Во всех своих неприятностях я виню только самого себя

Я могу самостоятельно принимать решения

Я лучше других учеников класса

Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается время выполнения задания (не больше 2—3 мин).

Вариации: Учитель может поставить те вопросы, которые его интересуют. От класса к классу задания усложняются.

Обработка результатов: 8—10 баллов — высокая (завышен­ная) самооценка, 6—8 баллов — умеренная, меньше — низкая самооценка.

Выводы: Дети, которые не могут свободно выбирать то, что им нравится или хочется, растут пассивными и беспомощны­ми. У детей, которые могут влиять на ситуацию, самостоятель­но выполнять задания и принимать решения, лучшее мораль­ное состояние. Ученики, которые могут сами контролировать ситуацию, не совершают много нарушений.

Только для первоначальных представлений. Дополняется сведениями, полученными с помощью методов исследования.

Название: Мне разрешается, мне запрещается. Форма, метод: Тест-игра.

Цель: Оценка действий старших. Модификации могут быть многоцелевого назначения.

Оборудование: Распечатка теста.

Дома мне разрешают (или запрещают)

Разрешают

Запрещают

Носить с собой ключи от входной двери

Включать и выключать телевизор в любое время

Принимать ванну, когда я захочу

Зажигать и выключать свет

Передвигать мебель, как мне захочется

Есть в любое время, когда я захочу

Приходить и уходить из дому, когда мне захочется

Ложиться спать после 10 час. вечера

Открывать и закрывать окна, балконные двери

Включать магнитофон, когда мне захочется

176

Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается время выполнения задания (не больше 2—3 мин.).

Вариации: Учитель может поставить те вопросы, которые его интересуют. От класса к классу задания усложняются.

Обработка результатов: Информация к размышлению.

Выводы: Дети, которые могут сами контролировать ситуа­цию (передвигать стулья, закрывать и открывать окна, вклю­чать и выключать телевизор, зажигать свет) растут более ини­циативными. Но все должно быть в меру, есть ограничения (например, ложится спать после 10 час. вечера). Вседозволен­ность так же вредна, как и всезапретность.

Только для первоначальных представлений. Дополняется сведениями, полученными с помощью других методов иссле­дования.