3. Программированное обучение как психодидактическая система (б. Скиннер, н. Краудер, г. Паск).
ПО – обучение с помощью программированного материала, реализуемое посредством обучающегося устройства (обучающей машины или программированного учебника). Оно решает задачу оптимизации управления процессом усвоения ЗУН.
ПО не считают типом развивающего обучения, но оно имеет важное с психологических позиций преимущество по сравнению с обучением традиционным, так как создает возможности индивидуального подхода к ученикам в условиях массового обучения.
Система «учитель-ученик» отличается от других кибернитечских систем тем, что ученик не является пассивным объектом управления. Недостатки в этой системе: канал связи «от учителя к учащимся» общий для всего класса, поэтому информация рассчитана на «среднего» ученика; каналы обратной связи «от учащегося к учителю» работают не постоянно, часто с опозданием; возможности переключения каналов маленькие, если учитель уделяет много внимания одному ученику, то др лишены контроля, оценки; если ученику слишком легко или трудно, то он «выпадает».
Компьютерная обучающая программа или программированный учебник лишены недостатков, которые изложены выше, их характеризует: «персональная» прямая связь; непрерывная обратная связьь; переключение каналов прямой и обратной связи в зависимости от ситуации; поддержание ученика в постоянной активной деятельности.
Все «+» достигаются следующим образом: обучающая программа состоит из шагов, выстроееных в определенной последовательности. Шаг – этап овладения учеником некоторой единицей знаний или действий. Шаг: дает ученику порцию новой информации; сразу дает контрольное задание; если контр задание выполнено правильно, дается новая порция инфы, если неправильно, то показывает ученику, в чем ошибка, объясняет неусвоенный материал и опять контр задание. => шаг состоит из трех кадров: информационный, контрольный, управляющий.
В зависимости от хар-ра шагов программы различают две основные системы – линейное и разветвленное.
Линейная система ПО разработана американским психологом Скиннером. Ученикпроходит все шагив том порядке, в котором они приведены в программе. Контрольные задания – заполнить словами пропуск в информационном тексте; после ученик сравнивает решение с правильным, которое до этого было закрыто. Если ответ неправильный, ученик возвращается к неусвоенному тексту и выполняет опять задание. По Скиннеру – подтверждение правильности выполнения задания млужит подкреплением и стимулирует дальнейшую деятельность. Основано на принципе безошибочности, поэтому шаги рассчитаны на слабого ученика. Все ученики проходят одну программу, только с разной скоростью.
Рзветвленная система программированного обучения разработана американским педагогом Краудером. Контрольные задания – задача (или вопрос) и набор нескольких ответов (один правильный). Неправильные ответы подобраны, так, что каждый из них содержит типичную ошибку, часто выполняемую учениками. Если правильно, то подкрепление в виде подтверждения правильности и указание на переход к след шагу. Если ученик выбрал неправильный ответ, то получает указание пройти в один из предыдущих шагов или в подпрограмму (в нее вкл тексты, разъясняющие неусвоенный материал, содержание подпрограммы зависит от ошибки ученика).
При данном обучении ошибки учитываются и на их основе выстраиваются индивидуальный путь усовения материала
Концепция адаптивного обучения Паска была ответом на те пробы, которые делали школы Скиннера и Краудера. У Паска была следующая точка зрения: для того, что бы обучение было эффективным, надо построить такой диалог, что бы машина реагировала на то, что делает ученик. В школе Скиннера и Краудера считалось, что обучение должно быть безошибочным, Паск говорит, что определенное количество ошибок необходимо. Есть оптимальный потолок ошибок, когда этот потолок достигается (т.е. машина фиксирует, что ученик делает очень много ошибок), машина меняет свою стратегию работы с учеником, машина автоматически понижает уровень следующих заданий. Когда машина фиксирует, что ученик начинает делать меньше ошибок, она возвращает его на тот уровень сложности, который был до этого. Так же есть следующий механизм – когда машина фиксирует, что ученик делает 0 или 1 ошибку (не более), то она повышает уровень сложности. По мнению Паска минусы этого обучения – обучение не экономично; возможности машины ограничены (например, если ученик будет делать одну и ту же ошибку, машина его переправит на более легкий уровень, только когда он сделает определенное кол-во ошибок).
В отечественной психологии программированное обучение существовало с 60 до 70 г. (Ланда - мужик). Отличие от зарубежной – используется разветвленная программа, основной упор на учебники – а не на обучающие автоматы, был принят принцип алгоритмизации. Это правило, предписывающее последовательность элементарных действий, которые в силу своей простоты всеми понимаются и исполняются. Это система указаний об этих действиях, о том, как надо их производить. Это система действий с объектом, выделение в нем отдельных элементов (модельное представление процесса).
Недостаток ПО – экстериоризация, играющая огромную роль в начале обучения, тормозит развитие свернутых, умственных процессов.
- Вопросы к государственному экзамену по «Педагогической психологии»
- 1. Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в научной школе Выготского.
- 2. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Ее связь с другими разделами психологии и другими науками о человеке
- 3. Программированное обучение как психодидактическая система (б. Скиннер, н. Краудер, г. Паск).
- 4. Метод тестирования в педагогической психологии его достоинства и недостатки
- 5. Психологические причины неуспеваемости школьников
- 6. Метод анкетирования в педагогической психологии
- 7. Диагностика готовности детей к школьному обучению.
- -Методика «Звуковые прятки» (проверяет фонематический слух ребенка, так же для выполнения необходимы произв внимание и произв регуляция деятельности.
- 8. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий (п.Я. Гальперин, н.Ф. Талызина)
- 9.Основные положения психологической теории учебной деятельности (в.В.Давыдов, д.Б.Эльконин).
- 10.Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях (наблюдение, изучение продуктов деятельности, монографический метод и другие).
- 11.Эксперимент в исследованиях по педагогической психологии. Примеры из истории педагогической психологии.
- 12.Особенности обучения в дидактической системе л.В.Занкова
- 13. Социально-генетический подход к созданию образовательных сред (в.В.Рубцов)
- 14. Проблема преемственности обучения в начальной и основной школах
- 15. Различия в подходах к проблеме обучения и развития в работах л.С. Выготского и ж.Пиаже
- 16. Концепция проблемного обучения (Дж. Дьюи, в. Оконь, а.М. Матюшкин)
- 17. Коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности
- 18.Потребности и мотивы учения.
- 19.Деятельностный подход к проектированию учебно-воспитательного процесса в школе (на примере опыта проектирования развивающего обучения).
- 20.Идеи компетентностного подхода в проектировании современного общего среднего и высшего профессионального образования.
- 21.Социальная ситуация развития современных школьников. Воспитание современных школьников.
- 22.Особенности содержания и методов обучения в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать:
- 23.Современные контрольно-измерительные методы оценки качества общего образования ( pirls, tims, pisa, егэ и другие).
- 24.Понятие «зоны ближайшего развития». Проблемы проектирования современного образования.