logo
pedagogicheskaya_otvety

9.Основные положения психологической теории учебной деятельности (в.В.Давыдов, д.Б.Эльконин).

Теория развивающего обучения базируется на теории учебной деятельности.

Теория учебной деятельности основана на положениях:

- Теории деятельности А.Н. Леонтьева

- Теории двух типов мышления В.В. Давыдова

- Периодизации возрастного развития Д.Б. Эльконина

- Взаимодействия ребёнка и взрослого по Л.С. Выготскому

Теория деятельности А.Н. Леонтьева

Деятельность (как философско-педагогическое понятие) - творческое преобразование людьми окружающей действительности

Строение деятельности:

Учебная деятельность : содержит все перечисленные компоненты общего понятия деятельности; эти компоненты имеют специфическое предметное содержание, отличающее их от любой другой деятельности; в учебной деятельности обязательно должно присутствовать творческое или преобразующее начало

Теория двух типов мышления В.В. Давыдова

Мышление

Мышление

рассудочно-эмпирическое (рассудок)

направлено на:

расчленение,

регистрацию,

описание результатов чувственного опыта

разумно-теоретическое (разум)

направлено на:

раскрытие сущности, внутренних законов развития объектов

эмпирическое

опирается на наглядные образы

теоретическое

внутренне связано с исследованием природы своей собственной основы - с исследованием понятий

ЗНАНИЕ

Эмпирическое

Теоретическое

Возникает

при сравнении предметов, представлений о них; в результате в них выделяются общие свойства

Возникает при анализе роли и функции некоторого особенного отношения внутри целостной системы, отношение также служит генетически исходной основой всех проявлений системы

Сравнение выделяет некоторую совокупность предметов, относимых к определенному классу (на основе формально общего свойства)

Анализ открывает генетически исходное отношение целостной системы как ее всеобщее основание или сущность

Отражает

внешние свойства предмета, т.к. основано на наблюдении

Отражает внутренние отношения и связи, т.к. основано на мысленном преобразовании предметов

Формально общее свойство выделяется как рядоположенное с особенными и единичными

Связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы и ее различных проявлений фиксируется как связь всеобщего с единичным

Конкретизация состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий класс предметов

Конкретизация состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений всеобщего основания целостной системы

Фиксируется в словах-терминах

Фиксируется в способах умственной деятельности, а затем в символьно-знаковых средствах

Основные компоненты теоретического мышления:

Периодизации возрастного развития Д.Б. Эльконина.

В основе - ведущая деятельность.

Ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в данный период его развития

Признаки ведущей деятельности:

Учебная деятельность (6-11 лет):

Учебная деятельность - это деятельность детей по усвоению азов наиболее развитых форм общественного сознания - науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей.

Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них человеческой деятельности.

Содержание учебной деятельности - теоретические знания

Знания: - результат мышления;

- процесс получения этого результата

Усвоение теоретических знаний -сокращенное воспроизведение их реального создания в истории культуры.

Учебная деятельность - форма такого воспроизведения.

Квазиисследовательская деятельность

В учебной деятельности в своеобразной форме сохраняются ситуации и действия, которые были присущи реальному созданию продуктов культуры.

Способ их получения сокращенно воспроизводится в индивидуальном сознании школьников. (В.В. Давыдов называет это квазиисследовательской деятельностью).

Строение учебной деятельности:

Потребность в учебной деятельности побуждает школьников к усвоению теоретических знаний.

Мотивы учебных действий - к овладению способами их построения, направленными на решение учебных задач.

Учебная задача - это одна конкретная задача, при решении которой школьники как бы решают все задачи данного класса

Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:

Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:

Обнаружение всеобщего отношения

Требуется найти вполне определенное отношение некоторого целостного объекта, который должен быть отражен в соответствующем теоретическом понятии.

Это отношение выступает как генетическая основа всех частных особенностей целостного объекта, т.е. его всеобщим отношением

Предметные условия задачи преобразуются на основе действия анализа, которое служит началом формирования требуемого понятия

Моделирование

Модель фиксирует именно всеобщее отношение объекта и обеспечивает его дальнейший анализ.

Содержание модели фиксирует внутренние характеристики объекта, не наблюдаемые непосредственно

Преобразование модели

Преобразовывая и переконструируя модель можно изучать свойства найденного всеобщего отношения в чистом виде, без «затемнения» привходящими обстоятельствами.

Работа с моделью - изучение свойств содержательной абстракции всеобщего отношения

Построение системы частных задач

Выводится система различных частных задач, конкретизирующих соответствующее понятие.

К частной задаче дети подходят как к варианту исходной учебной задачи, сразу выделяют в ней то общее отношение, которое позволяет им применить ранее усвоенный способ решения.

Контроль

Контроль позволяет, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с особенностями условий задачи и свойствами получаемого результата, обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения

Оценка

Позволяет определить соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели.

Это содержательное качественное рассмотрение результатов усвоения общего способа действия и соответствующего ему понятия в его сопоставлении с целью.

Представления о взаимодействии ребенка и взрослого по Выготскому.

Все высшие психические функции появляются первоначально как форма сотрудничества между ребенком и другими людьми и лишь затем они становятся внутренними функциями самого ребенка.

Освоение культурных предметов происходит в активной деятельности ребенка при посредничестве взрослого.

Сотрудничество со взрослым задает зону ближайшего развития ребенка.

«Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день» (Выготский)