logo
pedagogicheskaya_otvety

19.Деятельностный подход к проектированию учебно-воспитательного процесса в школе (на примере опыта проектирования развивающего обучения).

Деятельностный подход:

1.учение, как определенная деятельность, а точнее один из видов познавательной деятельности, основная единицей УД – учебное действие, которое предполагает ряд более мелких единиц – операций. Основное учебное действие (по Эльконину, Давыдову) - моделирование изучаемого объекта (от рисунка до образа во внутреннем плане), строится модель объекта, затем совершается действие преобразования модели;

2.действие контроля;

3.оценка (разделенная между учителем и учениками, оценивается решение учебной задачи), учебная задача – вкл в себя выделение генетического отношения в объекте (пример: организм – среда; значение – форма), второй аспект учебной задачи – построение общего способа действий для всей совокупности задач.

Проектируется определенная методическая работа, почти исключая передачу знаний в готовом виде (передача знания в диалоге учителя и класса, учителя и ученика, ученика и ученика).

Основная цель – развитие теоретического мышления (изначально), сейчас мышления вообще.

Общая цель – сформировать познавательную деятельность, при которой человек сможет дальше самостоятельно учиться (сформировать исследовательскую деятельность, на начальном уровне квазииследовательская деятельность (открывать уже открытое)).

(из ФГОС начальногообщего образования) В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

(из ФГОС основного общего образования) основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.