12.Особенности обучения в дидактической системе л.В.Занкова
Разработана в 60-х годах. В основу системы легли разработки Л.С. Выготского, суть которых заключалась в том, что обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка.
Начальное обучение в соответствии со взглядами Л.В. Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.
Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.
В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.
Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".
Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали.
Л. В. Занков, ставя задачу интенсивного развития школьников, критически оценивает неправомерное с его точки зрения, облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения. В то же время учебный материал характеризуется им скудным в плане теоретических знаний, их поверхностным характером. Развивающее обучение должно быть направлено, по его мнению на преодоление этих недостатков обучения. В систему развивающего обучения Л.В. Занкова заложены следующие принципы:
1.принцип обучения на высоком уровне трудности; его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязей, систематизация явлений (содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении);
2.принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков; при этом, не отрицается роль эмпирического мышления;
3. быстрый темп обучения. Быстрый темп обучения требует постоянного продвижения вперед. Не значит как можно быстрее выполнять задания, отсутствие многократного повторения.
4.принцип осознания школьниками собственно учения; направлен на развитие рефлексии, осознания самого себя как субъекта учения (развитие личностной рефлексии, саморегуляции);
5.принцип работы над развитием всех учащихся; согласно ему должны быть учтены индивидуальные особенности, [Алечка хорошая девочка!] но обучение должно развивать всех (гуманизация образования).
Отличительными чертами системы Занкова Л.В. являются: направленность на высокое общее развитие школьников (это стержневая характеристика системы); высокий уровень трудности на котором ведется обучение; быстрый темп прохождения учебного материала; резкое повышение удельного веса теоретических знаний. Данная система развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание читаемого.
В работе И. И. Аргинской, Н.Я. Дмитриевой, А.В. Поляковой, З.И. Романовской и др. “Обучаем по системе Л.В. Занкова” приводится целостная система обучения. Подчеркивается, что в начале обучения, например, при обучению чтению в начальных классах, должно быть целостное “эмоционально-эстетическое переживание”. Целостность создаваемого образа, целостность восприятия, целостность понимания текста есть основа и исходная точка для последующего углубления и дифференцирования предметов освоения.
Система Занкова охватывает лишь начальное звено обучения, исходя из того, что именно оно имеет решающее значение.
важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:
- понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
- владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
- актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
- условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
- активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
- проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
- индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.
В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
В данной системе очень важным считается специфика взаимодействия учителя и учащихся, создание особой атмосферы в классе; гармоничное и естественное сочетание обучения и воспитания; личностные качества учителя – увлеченность делом, эмоциональная выразительность речи, положительно сказывается на развитии познавательной мотивации школьников, вызывает живой эмоциональный отклик на все происходящее в классе; раскрытие индивидуальности школьника, определенная самостоятельность учеников; педагогический оптимизм – система позитивных ожиданий по отношению ко всем детям без исключения; демократический стиль общения.
- Вопросы к государственному экзамену по «Педагогической психологии»
- 1. Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в научной школе Выготского.
- 2. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Ее связь с другими разделами психологии и другими науками о человеке
- 3. Программированное обучение как психодидактическая система (б. Скиннер, н. Краудер, г. Паск).
- 4. Метод тестирования в педагогической психологии его достоинства и недостатки
- 5. Психологические причины неуспеваемости школьников
- 6. Метод анкетирования в педагогической психологии
- 7. Диагностика готовности детей к школьному обучению.
- -Методика «Звуковые прятки» (проверяет фонематический слух ребенка, так же для выполнения необходимы произв внимание и произв регуляция деятельности.
- 8. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий (п.Я. Гальперин, н.Ф. Талызина)
- 9.Основные положения психологической теории учебной деятельности (в.В.Давыдов, д.Б.Эльконин).
- 10.Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях (наблюдение, изучение продуктов деятельности, монографический метод и другие).
- 11.Эксперимент в исследованиях по педагогической психологии. Примеры из истории педагогической психологии.
- 12.Особенности обучения в дидактической системе л.В.Занкова
- 13. Социально-генетический подход к созданию образовательных сред (в.В.Рубцов)
- 14. Проблема преемственности обучения в начальной и основной школах
- 15. Различия в подходах к проблеме обучения и развития в работах л.С. Выготского и ж.Пиаже
- 16. Концепция проблемного обучения (Дж. Дьюи, в. Оконь, а.М. Матюшкин)
- 17. Коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности
- 18.Потребности и мотивы учения.
- 19.Деятельностный подход к проектированию учебно-воспитательного процесса в школе (на примере опыта проектирования развивающего обучения).
- 20.Идеи компетентностного подхода в проектировании современного общего среднего и высшего профессионального образования.
- 21.Социальная ситуация развития современных школьников. Воспитание современных школьников.
- 22.Особенности содержания и методов обучения в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать:
- 23.Современные контрольно-измерительные методы оценки качества общего образования ( pirls, tims, pisa, егэ и другие).
- 24.Понятие «зоны ближайшего развития». Проблемы проектирования современного образования.