logo
pedagogicheskaya_otvety

20.Идеи компетентностного подхода в проектировании современного общего среднего и высшего профессионального образования.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда: необходим переход от хорошего специалиста — к хорошему сотруднику (умение работать в команде, высокая стрессоустойчивость)

Другое изменение в обществе – развитие процессов информатизации. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.

Для этого надо использовать следующий путь — изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами. Уровень образованности в современных условиях не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности.

Идеи компетентностного подхода отражены в стандартах образования 2-ого поколения.

2 категории компетентностей должны быть сформированы:

1. Предметная компетентность

- Способности решать стандартную и нестандартную задачу

- Уметь самостоятельно составить задачу

2. Надпредметная (метопредметная) компетентность

- умение учиться

- умение работать с текстами разных типов

- рефлексивность учения

- регуляторная компетентность

- умение конструировать понятия , строить собственный текст, планировать ответ и т.д.

Стандарты основного общего образования (из ФГОС)

8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

Личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности (осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа и тд) в поликультурном социуме;

Метапредметным – освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Предметным – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Из стандартов среднего (полного) общего образования:

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

(«портрет выпускника школы»). Это – гражданин:

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского

гражданского общества, многонационального российского народа,

осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий и преобразующий мир,

осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую,

проектную и информационно-познавательную деятельность;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и

правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством,

человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать

взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и

экологически целесообразного образа жизни;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение

профессиональной деятельности для человека и общества;

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Пример на предмете литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

Что касается профессиональной компетентности, то  анализ  показывает наличие здесь различных точек зрения. Согласно первой точке зрения «профессиональная компетентность – это интегративное понятие включающее три слагаемых – мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления». Вторая точка зрения состоит в рассмотрении профессиональной компетентности как системы их трех компонентов: социальная компетентность (способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию ответственности за результат своего труда, владение приемами профессионального обучения); специальная компетентность (подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности); индивидуальная компетентность (готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов и профессиональных деформаций). Третья точка зрения, разделяемая нами состоит в определении профессиональной компетентности как совокупности двух компонентов: профессионально-технологической подготовленности, означающей владение технологиями и компонента, имеющего надпрофессиональный характер, но необходимого каждому специалисту – ключевых компетенций.