logo
pedagogicheskaya_otvety

8. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий (п.Я. Гальперин, н.Ф. Талызина)

Основываясь на этой теории, можно формировать умственные действия, понятия, сенсорные образы, психические процессы.

Формирование умственных действий предполагает:

-определение, какими свойствами должно обладать действие;

-выбор системы условий, которые обеспечивают конечный результат – умственное действие с заданными свойствами, позволяющее безошибочно решать опрделенные задачи.

Свойства, которыми должно обладать действие: прочное, осознанное, разумное. Для такого действия необходимо, что оно:

-выполнялось в разной форме: материальной (действия с предметами, напр. счет с арифметическими палочками) или материализованной (действия с моделью), внешнеречевой (рассуждение вслух);

-было обобщенным, ученик выделял существенные для выполнения действия свойства предметов – то общее, что присуще многим конкретным случаям – и благодаря этому переносил усвоенный способ действия на другие задачи;

-первоначально было развернутым – выполнялись все операции, входящие в исходное действие (в процессе освоения состав операций уменьшается, действие сокращается);

-выполнялось первоначально с помощью учителя и с опорой на вспомогательные средства.

Одним из важных принципов построения системы обучения – безошибочность. Принцип спорный, но позиция Гальперина «ошибки недопустимы».

Получается конечный результат обучения – умственное действие, обладающее рядом свойств и приводящее к безошибочному решению задач.

Система условий формирования умственных действий вкл. в себя три подсистемы:

1)позволяющие создать схему ориентировочной основы данного действия;

2)обеспечивающие приобретение действием нужных (желаемых) свойств;

3)обеспечивающие перенесение первоначально внешнего, предметного действия в идеальный план.

Ориентировочная основа действия (ООД) – предварительные представления о задании. Система условий, при опоре на которую ученик строит новое действие. Она включает в себя: представления о продукте, который должен быть получен; представления о плане действия; материале, с которым выполняется действие; критерии контроля; коррекцию обнаруженных отклонений от намеченного образца; а так же личностный смысл (А.Н.Леонтьев), это особое значение для ученика (связан с мотивацией).

Схема ООД фиксируется на карточке, которую ученик использует, когда выполняет действие, не заучивая специально ее содержание.

Типология ориентировочной основы была проведена по трем критериям:

  1. степени ее полноты (полная/неполная);

  2. меры обобщенности (обобщенная/конкретная);

  3. способа получения (самостоятельно/в готовом виде от учителя).

Полнота ориентировочной основы определяется наличием в ней сведений обо всех компонентах действия: предмете, продукте, средствах, составе и порядке выполнения операций (образец действия).

Обобщенность ориентировочной основы характеризуется широтой класса объектов, к которым применимо данное действие. Обобщенная ориентировочная основа представляет собой знание об основных единицах материала, законах и способах их сочетания.

По типу ООД Гальперин судит о типе обучения. Типы ориентировки и соответствующие типы обучения

1 тип. Ориентировка на случайные признаки (неполная, конкретная, составлена самостоятельно). Обучение идет путем проб и ошибок, отсутствуют все свойства, внешняя мотивация.

2 тип. Ориентировка на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания (полная, конкретная, дается из вне). Пооперационный контроль, действие соответствует заданным показателям, но нет широкого переноса и критичности, соревновательная мотивация.

3 тип. Ориентировка на существенные свойства и отношения, которые выделяются путем анализа внутренней структуры объекта (полная, обобщенная,составлена самостоятельно). Перенос знаний, внутренняя мотивация.

Один из важнейших принципов, на которых строится теория – принцип интериоризации. Для того, что бы действие было сформировано в его высшей, умственной форме, необходимо проследить весь путь его становления – от материальной формы. Гальперин выделял ряд этапов перенесение внешнего действия во внутренний план:

0. Формирование мотивации. Гальпериным мотивации не вкл., мотивация только причина интенсивности, с которой работает ученик. Но исследования доказали обратное (пример с двумя учениками, которые на экпер.занятиях проявляли макс.внимания, а в классе делали ошибки, одному отец внушил, что «без ошибок учиться нельзя», а второму, что «четверки его устраивают». Специально проведенные исследования показали, что эффективность обучения зависит от мотивации учеников (Талызина)

  1. Составление и уяснение схемы ООД (ученик руководствуется ей при выполнении действия)

  2. Выполнение действия в материальной форме. Действие выполняется осознанно, медленно, развернуто (счет на палочках). Когда начинает протекать плавно, безошибочно и более быстро, убираются материальные опоры)

  3. Выполнение действия во внешне речевой форме. Одновременно речевое действие и сообщение о нем. Должно быть развернутым, сообщение понятным др человеку. (видит палочки).

  4. Формирование действий в форме внешней речи «про себя». Та же речевая форма, что и на предыдущем этапе, но про себя, даже без шопота. Этап завершается, когда выполнение быстро и правильно. (представляет палочки)

  5. Выполнение действия в умственной форме (во внутренней речи), Действие сокращенное и легко автоматизируется (без образа палочек). Максимально возможная скорость, но безошибочно, если есть ошибки, то переход на предыдущие этапы. «Феномен чистой мысли».

Речь участвует на всех этапах формирования умственного действия, но по-разному. Вначале она служит системой указаний на материальную действительность, потом становится единственной основой действия, выполняемой в сознании.

Вместе с Талызиной теория была реализована на практике в процессе обучения.

Плюсы: Если сравнить поэтапное формирование со стихийным научением, то преимуществом поэтапного формирования в устойчивости достигаемых результатов. Стихийное научение нерегулирумо, на него влияет много случайных фактов, поэтому конечный продукт неустойчив. А если сравнить со вторым типом обучения, то традиционное обучение в наших школах приводит к разной успешности детей. Использование метода поэтапного формирования «выравнивает» успеваемость, позволяет добиться устойчиво успешного решения разными детьми определенного класса задач.

Упреки: не рассматривали вопрос формирования мотивации – нельзя работать на готовом; всегда ли надо проводить испытуемого через все этапы?; учат так, как будто ребенкок- табула раса.

(Источник «Пед Псих под ред Кулагиной»), то, что ниже не знаю.

Талызина Нина Федоровна (род. 28.12.1923) — отечественный психолог. Ученица П.Я. Гальперина. На основе концепции поэтапного формирования умственных действий провела цикл экспериментальных исследований психологических механизмов становления и функционирования научных понятий. Изучала формирование таких умственных действий, как доказательство и классификация. В этих исследованиях было показано, что формирование полноценных понятий возможно уже у детей пяти–шести лет. Разрабатывала общие принципы применения обучающих машин.

Продолжая традиции отечественной психологии в плане анализа явления не по элементам, а по единицам (Л.С. Выготский), определения особенностей учебной деятельности в младшем школьном возрасте как ведущей (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), описания основных этапов, форм, характеристик формирования понятийного (логического) мышления, внутренних умственных действий (П.Я. Гальперин), Н.Ф. Талызина трансформирует разработанную на основе этих положений теорию обучения в теорию практического управления учебной и прежде всего познавательной деятельностью младшего школьника. При этом Н.Ф. Талызина воссоздает основной корпус составляющих процесс обучения, его проектирование, формирование учебных действий обучающегося, контроль и диагностирование в таких основных видах деятельности.

Показателен в этом плане структурный ход изложения материала - от последовательного, полного и очень точного раскрытия действий, которые совершает ученик (например, сравнение, подведение под понятие и др.), к развернутой характеристике усвоения содержания предмета - процесса, который должен включать формирование этих действий в определенной последовательности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Н.Ф. Талызина показывает эффективность организации усвоения на разных его этапах и различную действенность типов ориентировочной деятельности в этом процессе. Полезным для учителя является осуществленный автором анализ видов контроля: предварительного, текущего, итогового - как специфических форм обратной связи. Сформулированные автором требования к организации контроля могут рассматриваться как научно-методическая рекомендация учителю. Представляя процесс формирования начальных логических действий и понятий, Н.Ф. Талызина развертывает всю последовательность действия учителя, постепенно проводящего детей от практических реальных действий к символическим записям (служащим материализации действий), затем к их речевой форме и к внутренним умственным действиям.