logo
пп но 1 сентября - копия

Тема 2. Литературоведческая пропедевтика – Лекция (2 часа)

Специфика литературы как искусства слова. Понятие художественного образа в произведении литературы. Понятие содержания и формы литературного произведения. Литературные произведения различных видов (художественный, научно-познавательный, публицистический текст; прозаический и стихотворный текст; текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Понятие о трех родах литературы: эпос, лирика и драма. Членение родов на жанры и виды. Эпические, лирические, драматические жанры в детской литературе. Понятие темы, идеи, проблемы литературного произведения. Заглавие литературного произведения. Сюжет и композиции литературного произведения, элементы композиции сюжета, авторская специфика композиции сюжета литературного произведения для детей (последовательность, соразмерность частей, их взаимосвязь и др.). Герой литературного произведения, специфика героев-персонажей детской литературы. Автор литературного произведения и варианты его присутствия в тексте. Фольклорная и авторская литература. Средства художественной выразительности литературного произведения. Лексические художественные средства – тропы. Разновидности тропов: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, метонимия, аллегория, гипербола, литота и др., их функции в тексте. Художественный синтаксис, его выразительные возможности. Основные риторические фигуры: инверсия, повтор и его виды, градация, риторические вопрос, восклицание и обращение и др. Средства звуковой организации речи: звукопись, ассонанс и аллитерация, звукоподражание. Литературоведческий анализ произведения, специфика школьного литературоведческого анализа, в т.ч. произведений детской литературы.