logo
пп но 1 сентября - копия

Тема 2. Психология супружеских и детско-родительских отношений

Лекция (2 часа)

Основные характеристики супружеских отношений: характер эмоциональных связей, мотивация брака, способность к разрешению проблем, сплоченность семьи и субъективная удовлетворенность браком. Адаптация супругов в семье. Основные методы изучения супружеских отношений (биографический метод, опросники и др.).

Любовь как основа построения современной семьи. Теоретические подходы к анализу любви как психологическому феномену (З. Фрейд, З. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, Р. Мэй, Р. Стернберг, В.В. Столин, А.С. Кон).

Родительство как социокультурный феномен. Мотивы воспитания и родительства. Материнство как психологический феномен. Роль отца в развитии ребенка. Типы родительской любви. Понятие девиантного родительства.

Практическое занятие (2часа). РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

План проведения практического занятия

1.Сообщение цели и задач занятия.

2. Обсуждение теоретических вопросов:

Особенности детско-родительских отношений в детском, подростковом и юношеском возрасте. Родительская любовь как культурно-исторический феномен. Эмоциональ­ное принятие и любовь родителем ребенка как условие полноценного лично­стного развития (Э. Эриксон, Я. Корчак, Т. Дрейкурс, Р. Кемпбелл). Причины эмоционального отвержения ребенка и отказа от ребенка. Основные задачи и пути коррекции эмоционального отвержения и индифферентности родителей.

Стиль общения и взаимодействия и его влияние на развитие ребенка. Авторитарный, демократический, авторитетный, разрешающий, либерально-попустительский, игнорирующий стили. Система родительского контроля (требования, запреты, форма контроля, санк­ции). Поощрения и наказания как способы регуляции поведения ребенка).

3.Практическая часть:

  1. Изучите в рекомендуемых учебных пособиях и дополнительной литературе материал, посвященный роли семьи в развитии личности ребенка.

  2. Создайте презентации по следующей тематике:

  1. Подведение итогов занятия.

Литература:

  1. Варга, А.Я. Семейная психотерапия. - СПб., 2010.

  2. Би, Хелен, Структура семьи /Х. Би // Би Хелен. Развитие ребенка /Х. Би.- СПб., 2004.- С. 590-595.

  3. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение / Н.Ф. Дивицынв.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.- 325 с.

  4. Дружинин, В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин.- М.: Питер, 2009.- 176 с.

  5. Ермолаева, Т.В. Три главных условия счастливой семьи /Т.В. Ермолаева // Психолого-педагогический журнал.- 2008.- № 1.- С. 33-41.

  6. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -СПб., 2008.

  7. Ковалевский. М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. – М. Либроком, 2011. – 152 с.

  8. Ладыгина, О.М. Культура семьи как основа духовной культуры славян / О.М. Ладыгина // Образование в современной школе.- 2009.- № 1.- С. 28-36.

  9. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 368 с.

  10. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи.4 изд.СПб.,2008.- 672 стр. (серия « Мастера Психологии»).

Интернет-ресурсы:

  1. Атоян А.Г. Межнациональные браки глазами молодых людей / А.Г. Атоян, Н.И. Медведева // Междунар. журн. эксперим. образования. 2010. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhnatsionalnye-braki-glazami-molodyh-lyudey

  2. Бабочкин П.И. Кросскультурные браки в полиэтнической среде // Упр. мегаполисом. - 2008. - № 3. - С. 54 - 58 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://um-mag.ru/wp-content/uploads/2011/05/p_54-58.pdf

Практическое занятие (2часа). НАРУШЕНИЕ И РАСПАД СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

План проведения практического занятия

1.Сообщение цели и задач занятия.

2. Групповая форма работы. Подготовка и защита тематических проектов:

Факторы нарушения функционирования семьи: сверхсильные, длительные хронические, резкое изменение стереотипа и уровня жизни семьи, суммирование трудностей.

Развод как кризис в развитии семьи. Причины разводов, факторы риска разводов. Основные фазы развода. Особенности фазы постразвода для родителя, остающегося с детьми и родителя без детей.

Психологические особенности реагирования, переживания и преодоления негативных следствий развода в зависимости от возраста детей. Психологические условия профилактики и преодоления негативных последствий развода для детей и разведенных супругов.

3.Практическая часть:

  1. Выбрать из предложенного ниже списка одну психодиагностику, рассказать о методике ее применения в процессе психологической работы с семьей.

  2. Провести одну из предложенных психодиагностик с оформлением практического вывода:

  1. Психодиагностика супружеских отношений:

Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.

  1. Психодиагностика детско-родительских отношений:

Методика «Рисунка семьи» и ее модификация, адаптированный вариант методики Рене Жиля.

Различные варианты методики «Незавершенные предложения», модификация оценочно-самооценочной методики, детский апперцептивный тест, детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Энтони, опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой.