logo
пп но 1 сентября - копия

Модуль 3 Дисциплина «теоретические основы и технологии начального языкового образования»

Лекция 1. Введение.

Понятие современного русского языка. Сущность языка. Язык как система. Функции языка. Язык и речь. Речь и мышление. Речь как деятельность. Виды речи. Славянские языки. Образование национальных языков. Русский язык в кругу славянских и других мировых языков. Русский язык - национальный язык русского народа. Общенародный язык и его разновидности. Русский литературный язык. Функциональные стили.

Лекция 2. Фонетика

Фонетика как раздел науки о языке. Речевой аппарат, его устройство и назначение. Система русских гласных (вокализм) и согласных (консонантизм) в артикуляционном, акустическом и функциональном аспектах. Чередование звуков. Звук как речевая и фонема как языковая единица. Система гласных и согласных фонем русского языка. Фонетическая и фонематическая транскрипция. Слог как минимальная произносительная единица.

Лекция 3. Лексика и словообразование

Лексический строй русского языка. Слово как единица языка. Семасиологическая характеристика современной лексической системы. Лексическое значение слова. Полисемия, омонимия, синонимия, антонимия. Исконная лексика и заимствования. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Фразеология: понятие о фразеологизме, признаки фразеологизмов, экспрессивно-стилистические свойства фразеологизмов.

Морфемика как учение о значимых частях слов. Типы морфем. Основные понятия словообразования. Способы словообразования.

Лекция 4,5 Морфология

Морфологический строй языка. Принципы классификации частей речи. Знаменательные части речи: грамматические категории и лексикограмматические разряды. Служебные части речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Лекция 6,7 Синтаксис

Синтаксические единицы: форма слова, словосочетание, предложение (простое, осложненное, сложное), сложное синтаксическое целое (ССЦ), текст. Синтаксические связи и отношения, средства их выражения. Типы синтаксических связей. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения, их семантика, типы и формы выражения. Односоставные предложения. Осложненное предложение. Основные конструктивные типы сложных предложений. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции

Лекция 8,9 Развитие речи

Текст как единство речевых единиц. Языковые средства создания связности и цельности текста. Художественный текст, его специфика. Функционально-смысловые типы речи: повествование, рассуждение, описание. Их языковые особенности. Речь как деятельность. Виды речи. Основные качества речи.

Условия успешного развития речи школьников. Развитие речевых умений на произносительном и лексическом уровнях. Связная речь. Основные умения в области связной речи. Формирование понятия «текст». Работа над типами речи: повествованием, описанием, рассуждением. Стилистическая дифференциация в развитии связной речи младших школьников. Организация работы над изложением и сочинением. Ошибки в изложениях и сочинениях, их причины и способы исправления.

Практическое занятие 1. Лингвистические основы изучения фонетики

План:

Фонетический разбор слов по схеме:

  1. Выделить в слове слоги, охарактеризовать их.

  2. Определите позиции гласных и согласных звуков.

  3. Отметьте позиционные и исторические чередования, подобрав соотносительные словоформы и слова.

  4. Перечислить классификационные признаки звуков.

Рекомендуемая литература:

Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002.

Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. / Под общей ред. Л.А. Новикова. 3-е изд. — СПб.: Лань, 2001..

Практическое занятие 2. Методика обучения грамоте. Фонетический разбор в начальной школе

План:

  1. Структура урока обучения грамоте основного периода.

  2. Игровые приемы и элементы занимательности при обучении чтению.

  3. Решение методических задач (составление звуковых схем, определение теоретических основ заданий основного периода и др.).

Рекомендуемая литература:

Горецкий В.Г. Методика обучения грамоте// Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.

Горецкий В.Г. Обучение грамоте: Пособие для учителя. – М., 1992.

Жедек П.С. Звуковой и звукобуквенный анализ на разных этапах обучения грамоте./ Начальная школа. – 1991. - № 8.

Кудыкина Н.В. Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса. – Киев, 1989.

Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Практическое занятие 3. Принципы русской орфографии. Методика обучения орфографии. Теоретические основы и технологии изучения лексики

План:

  1. Приемы работы над проверяемыми и непроверяемыми написаниями.

  2. Орфографические упражнения.

  3. Проведение орфографических минуток.

  4. Лексические упражнения в учебнике русского языка.

  5. Дидактические материалы по лексике.

  6. Игровые приемы работы со словом.

Рекомендуемая литература:

Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987.

Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. – М., 1991.

Граник Г.Г. и др. Секреты пунктуации. – М., 1987.

Иванова М.Ф. и др. Обучение орфографии и пунктуации: Хрестоматия. – М., 1995.

Львов М.Р. Правописание в начальной школе. – М., 1998.

Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа - 2002-№:6.- С.76- 80

Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная школа - 2003- № 4- С.47- 52.

Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами./ Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после .- 2003. -№3. - С.57-59.

Лаврова Н.М.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями./ Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после .- 2005. - № 5. - С.35- 40.

Левушкина О.Н. Закрепление лексики./О.Н. Левушкина // Начальная школа.- 2001 - №5 - С.47- 52.

Практическое занятие 5.Теоретические основы и технологии изучения морфемики

План:

  1. Дидактический материал по морфемике для нач.школы.

  2. Игровые приемы работы над составом слова.

  3. Проведение морфемного разбора в 3-4 классе.

Рекомендуемая литература:

Львова С.И. Начальная школа. Работа над составом слова на уроках русского языка. Пособие для учителя. – М., 2001.

Волина В. Веселая грамматика. М., 1995.

Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.

Сальникова Т.П. Методика грамматики и правописания. – М., 1996.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Пособие для студентов пед. учебных заведений по спец. “Педагогика и методика начального обучения”/ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 1997.

Практическое занятие 6.Теоретические основы и технологии изучения морфологии

План:

  1. Определение теоретических основ упражнений на усвоение частей речи.

  2. Дидактические игры для изучения частей речи.

  3. Проведение морфологического разбора частей речи.

  4. Развивающее обучение грамматике.

  5. Эвристическое обучение грамматике.

  6. Проектное обучение грамматике.

  7. Опережающее обучение грамматике.

  8. Групповые технологии обучения грамматике.

  9. Игровые технологии обучения грамматике.

Рекомендуемая литература:

Дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям по русскому языку в начальной школе. – Новгород, 1986.

Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку для 3-4 кл. – М., 1997.

Ракитина М.Г. Русский язык. Математика. Дидактические материалы. 3 класс. – М., 2001.

Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М., 1994.

Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.

Сальникова Т.П. Методика грамматики и правописания. – М., 1996.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Пособие для студентов пед. учебных заведений по спец. “Педагогика и методика начального обучения”/ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 1997.

Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Учебно-методическое пособие для учителей, работающих по системе Эльконина-Давыдова. – Томск, 1992.

Соколовская С.М. Развивающее обучение. Словарь в ребусах для 1-3 классов. – М., 1994.

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.

Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.

Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М., 1996.

Волина В.В. Веселая грамматика. – М., 1995.

Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Ек., 1996.

Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх: развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мышления, воображения на занятиях по русскому языку. – СПб., 1996.

Практическое занятие 8.Теоретические основы и технологии изучения синтаксиса

План:

  1. Содержание программного материала по синтаксису.

  2. Знакомство со словосочетанием и предложением

  3. Языковые упражнения над словосочетаниями и предложениями.

Рекомендуемая литература:

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий. О.В. Сосновская. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. – М., 1989.

Практическое занятие 9.Теоретические основы и технологии развития речи учащихся

План:

  1. Развитие речи учащихся средствами ТРИЗ:

  2. Обучение составлению образных характеристик

  3. Обучение составлению рифмованных текстов

  4. Обучение составлению рассказов по картине

  5. Обучение составлению сказок

Рекомендуемая литература:

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. - Ульяновск, 2000.

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), Челябинск, 2004.