Русский язык (особенности преподавания, план-конспект)
Русский язык — один из основных предметов в специальной школе. Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы:
♦ обучение грамоте;
♦ развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;
♦ чтение и развитие речи;
♦ грамматика, правописание, развитие речи.
Обучение русскому языку важно в плане коррекции и практической направленности. Коррекционная направленность программного материала прежде всего заключается в области речевого развития детей, так как формирование речи как средства общения облегчает адаптацию детей по окончании школы. В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. Практическая направленность преподавания русского языка умственно отсталым школьникам также имеет важное значение. Практическая направленность проявляется прежде всего в специальных уроках развития устной речи (начальная школа). Именно на уроках развития устной речи происходит интенсивное обогащение словаря, синтаксических конструкций и связной речи детей с умственными нарушениями. Работа по развитию устной и письменной связной речи продолжается на всех других уроках русского языка.
В программе коррекционной школы сформировались следующие задачи преподавания русского языка:
1. Научить детей правильному и осмысленному чтению доступного для них текста.
2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе элементарных сведений по грамматике и правописанию, усвоения звукового состава языка.
3. Повысить уровень общего развития детей.
4. Научить детей правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5. Развивать нравственные качества школьников.
Обучение русскому языку в специальной (вспомогательной) школе можно разделить на следующие этапы.
1. Первый год обучения — подготовительный этап. Задачи: углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия, исправление недостатков произношения, слухового, зрительного, двигательного анализаторов, выработка первоначальных навыков письма и чтения, уточнение и развитие словарного запаса, формирование умений строить простые предложения, вести беседу, формирование первоначальных навыков повествовательной речи. Дети первого года обучения (первоклассники) работают со звуками и буквами, слогами и словами, простейшими типами предложений и короткими текстами. Основные методы работы на подготовительном этапе — упражнения и игра, причем игровые моменты занимают ведущее место.
2. Второй этап (2-4 классы). Задачи: развитие познавательного интереса к родному языку, формирование первоначальных языковых обобщений, совершенствование произносительной стороны речи, расширение и активизация словаря, развитие умения правильно выражать свои мысли в устной форме, освоение простейших видов письменной речи, усвоение на практике ряда грамматических сведений и орфографических правил, развитие навыка правильного, сознательного и выразительного чтения. Усвоение новых знаний умственно отсталыми детьми осуществляется в процессе работы над конкретным материалом. Основной метод работы — разнообразные по форме практические упражнения. Игровые приемы остаются важным средством обучения, но главенствующую роль занимает практика.
3. Третий этап (5-9 классы). Задачи: дальнейшее совершенствование техники чтения, формирование навыка беглого чтения, расширение возможностей в осознании читаемого материала, овладение различными формами пересказа. Старшеклассники осваивают элементарные грамматические понятия и связанные с ними правила правописания, учатся последовательно, грамотно и самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной формах. На третьем этапе основной метод работы — упражнения, но в практические задания вводится более трудный материал, самостоятельность учащихся в выполнении упражнений повышается. В старших классах упражнения служат целям закрепления нового материала.
Существует ряд принципов, свойственных всем разделам обучения русскому языку:
♦ коммуникативная направленность обучения. Реализация принципа коммуникативной направленности предполагает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями — ответы на вопросы, чтение и составление диалогов, пересказ, ролевые игры и др.;
♦ единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления. Этот принцип опирается на психологическую закономерность взаимодействия языка и мышления. Нарушение интеллектуальной деятельности приводит к неполноценности речевой практики, а недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления. В процессе формирования речи происходит обогащение, точность и выразительность речи (слова, предложения, тексты). Развитие речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся. Возросшие возможности словесной системы мышления создают условия для лучшего понимания детьми основных закономерностей языка, содействуют более осознанному пользованию речью;
♦ мотивация языковой и речевой деятельности детей является значимой в плане обучения детей в коррекционной школе. Исследования неоднократно отмечали наличие у умственно отсталых детей речевой замкнутости, слабости речевой мотивации. Исследования показали, что использование дополнительных приемов в обучении усиливает интерес учащихся к предмету, побуждает их к более объемным высказываниям. В основе принципа повышения речевой и языковой мотивации лежит следующая закономерность: развитие активной языковой и речевой деятельности невозможно без системы различных стимулов, обеспечивающих создание соответствующих мотивов обучения. Реализация данного принципа обеспечивается содержанием и структурой урока русского языка, подбором методов, приемов обучения, видов упражнений. Личность учителя также имеет большое значение для достижения целей обучения;
♦ формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности. В условиях нормального развития этот принцип реализуется бессознательно в процессе общения со взрослыми. У умственно отсталых учащихся чувство языка не развивается в дошкольном периоде, т.к. их речевая практика ограничена и интуитивно не осознана. Затруднения в понимании лексического значения слов препятствуют развитию у детей интереса к формальной стороне речи. Воспитание языкового чутья в специальной школе осуществляется на всех уроках русского языка в младших классах. Выполнение практических грамматических упражнений в младших классах создает речевую базу, на которой начинает зарождаться познавательный интерес к языку;
♦ взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития. Устная речь, как спонтанное образование, опережает письменную и выполняет функцию общения. Письменная речь формируется на базе устной, но обладает рядом особенностей, которые делают письменную речь отличной от устной формы. Психологи отмечают большую степень абстрактности, развернутости, регламентированности письменной речи по сравнению с устной. Этим видом речевой деятельности учащиеся овладевают в процессе обучения. У умственно отсталых учащихся обе формы речи неполноценны. Но, согласно исследованиям, на определенном этапе развития письменная форма речи оказывается более совершенной. Исследователи называют причину такого факта: письменная речь более продолжительна во времени, а следовательно, создает условия для обдумывания и более четкого оформления мысли. Тесное взаимодействие письменной и устной форм речи обеспечивает их положительное взаимовлияние.
Работа учителя над развитием речи умственно отсталых учащихся сводится к решению следующих задач.
1. Изучение речевого развития учащихся. Необходимо выявить речевые недостатки ребенка, возможные пути их устранения для более успешной работы с детьми. Изучение речи детей преимущественно осуществляется на первом году обучения, т.к. точное знание уровня речевого развития каждого ученика является обязательным условием правильного построения системы работы. Но при этом внимание к индивидуальному развитию каждого ребенка не должно утратиться и в дальнейшем.
2. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков осуществляется в младших классах. Становление произносительных навыков — важнейшая задача начальной школы. В зависимости от успешности ее решения развиваются все другие стороны речи.
3. Уточнение, обогащение, активизация словарного запаса происходит в течение всего процесса обучения.
4. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения также происходит во всем курсе русского языка.
5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи осуществляется все годы обучения, но фундамент закладывается в младших классах.
6. Вырабатывание умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме осуществляется в основном в старших классах, но фундамент также закладывается на начальном этапе обучения и развития.
Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Обучение произносительным навыкам неразрывно связано с формированием словаря ребенка, слово может быть усвоено только в сочетании с другими словами, построение предложения также зависит от контекста. Следовательно, предложение полноценно усваивается, только если выполняет определенные коммуникативные функции. Наряду с развитием разных сторон речи в специальной школе решаются задачи коррекции речевых недостатков. Работа над четкостью артикуляции, орфоэпией, интонацией способствует закреплению звуков, поставленных логопедом, но не введенных в речь. Работа по коррекции недостатков словарного запаса происходит благодаря обогащению и уточнению словаря. Дети учатся наиболее точно и адекватно употреблять слова из своего словарного запаса, включать новые слова в контекст. Этот процесс ведет к активизации словаря. Для устранения недостатков в построении предложений и связной речи необходимо поэтапно отрабатывать с детьми различные типы предложений, тренировать учащихся в правильном употреблении падежных и временных форм. Эффективность решения задач развития речи учащихся зависит от многих факторов, основные из которых — содержание высказывания и потребность говорить. Если ребенку не о чем говорить или он не испытывает желания выразить свои мысли и чувства, формирование речи становится практически невозможным.
Успешное проведение словарной работы в коррекционной школе обладает своими особенностями:
♦ выдержанность количества слов на единицу учебного времени. Для учащихся младших классов это 2-3 слова в пределах одного этапа, для старшеклассников — 3-5 слов;
♦ стремление к контекстному объяснению новых слов. Процесс запоминания новых слов значительно более эффективен, если они объединены в тематические группы или использованы в предложении;
♦ представление нового слова должно задействовать работу всех анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем (слуховое восприятие), значение слова разбирается с использованием наглядных или словесных средств при активном участии учащихся; слово прочитывается учениками, включается в предложение и записывается;
♦ помимо объяснения значения слова, необходимы система упражнений, постоянное повторение слова и включение его в различные контексты;
♦ при активизации лексики важна естественность условий. Предложения, составляемые учащимися, должны отражать содержание прочитанного текста либо ситуацию, заданную учителем;
♦ тесная взаимосвязь работы над лексикой с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка. Только комплексная работа над всеми сторонами языка и постоянное применение изученного материала способствуют активизации новых слов в речи учащихся.
Работа над предложением является главной учебной задачей школы, т.к. предложение — основная единица речи. Если ребенок умеет правильно строить предложения и точно выражать свои мысли, значит, он более способен использовать речь как средство общения, подготовлен к овладению связной речью. Работа над предложением ведется в трех направлениях:
♦ отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности;
♦ работа над речью — формирование навыков точного отбора слов для выражения мысли, выбора удачной синтаксической конструкции, формирование интонационных умений;
♦ формирование грамматического плана предложения — отработка навыков правильного соединения, размещения слов, умения осознавать структурную схему используемой конструкции.
Развитие связной устной речи — наиболее сложная задача обучения умственно отсталых детей. Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Связная речь служит средством коммуникации на более высоком уровне, нежели предложение. Устная связная речь складывается из двух умений:
♦ говорить — экспрессивная речь;
♦ понимать речь других людей — импрессивная речь.
К развитию связной речи на уроках в коррекционной школе предъявляются следующие требования:
♦ создание условий для возникновения у детей потребности говорить;
♦ работа над логикой высказывания;
♦ организация языковой основы для высказывания;
♦ четкая постановка цели высказывания перед детьми, то есть направление, по которому строится рассказ;
♦ организация самого высказывания — осуществляется с опорой на картинки, схемы, словесный план;
♦ тренировка в устных связных высказываниях с использованием различной тематики, пересказы текста, описание предметов.
- Настольная книга педагога-дефектолога
- Оглавление
- Глава 1 содержание дефектологии 6
- Глава 2 олигофрения и основные методы воздействия на детей, страдающих олигофренией 9
- Глава 3 дети с нарушениями слуха 94
- Глава 4 дети с нарушениями зрения 137
- Глава 5 дети с нарушениями речи 223
- Предмет и задачи дефектологии
- Связь дефектологии с другими науками
- Глава 2 олигофрения и основные методы воздействия на детей, страдающих олигофренией Этиология и патогенез олигофрений
- Клинические формы олигофрении, установленные по признаку этиологии
- I группа
- Заболевания, обусловленные нарушениями обмена веществ
- Олигофрении, вызванные хромосомными аберрациями
- III группа
- Гемолитическая болезнь
- Атипичные олигофрении
- Олигофрении, вызванные асфиксией плода
- Олигофрении, обусловленные ранними постнатальными инфекциями
- Классификация олигофрений
- Неосложненная форма олигофрении
- Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами
- Лабильные дети
- Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения
- Олигофрения, осложненная тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга
- Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов
- Классификация олигофрений по г.Е. Сухаревой (1972 г.)
- Общая симптоматика при олигофрении. Психические процессы при олигофрении
- Соматические и неврологические признаки олигофрении
- Диагностика олигофрений
- Динамика олигофрений. Прогноз олигофрении
- Коррекционно-развивающие направления обучения и воспитания ребенка с диагнозом олигофрения
- Методические разработки обучения аномальных детей основным школьным предметам
- Методы и формы обучения в коррекционной школе
- Урок как основная форма обучения
- Состав уроков в зависимости от типов
- Урок закрепления
- Вводный урок
- Математика (особенности преподавания, план-конспект)
- План-конспект урока математики
- Русский язык (особенности преподавания, план-конспект)
- План-конспект урока по русскому языку в 5 классе
- Трудовое обучение. Трудовое воспитание (особенности преподавания)
- Система работы коррекционной школы восьмого вида, способствующая социально-бытовой адаптации
- Глава 3 дети с нарушениями слуха Врожденная и приобретенная глухота. Этиология
- Классификация глухих и слабослышащих детей
- Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха р.М. Боскис
- Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная нарушениями в работе других анализаторов
- 1. Глухие и слабослышащие дети с нарушением зрения
- 2. Глухие и слабослышащие дети с нарушениями мышечной системы
- 3. Синдромальные формы глухоты
- 4. Глухие и слабослышащие дети с задержкой психического развития (зпр)
- 5. Глухие и слабослышащие дети с умственной отсталостью
- Уровень развития речи у детей с нарушениями слуха
- Динамика и прогноз
- Дошкольная сурдопедагогика
- Развитие интеллекта у детей с нарушениями слуха
- Физическое развитие детей с нарушениями слуха
- Содержание и методы обучения детей с нарушениями слуха
- Особенности обучения глухих детей
- Глава 4 дети с нарушениями зрения Основные понятия об анатомическом устройстве глаза и функциях зрения. Этиология. Основные зрительные функции и их нарушения
- Близорукость
- Дальнозоркость
- Значение зрения в жизни ребенка. Системный характер нарушения зрения и вторичные отклонения в развитии слабовидящих детей
- Восприятие слепых и слабовидящих
- Представления слепых и слабовидящих
- Память слепых и слабовидящих
- Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям
- Вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей с нарушениями зрения. Дифференциация детей по степени нарушения зрения
- Особенности развития речи при слепоте
- Методы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
- Работа родителей и воспитателей по развитию речи
- Игры, упражнения в дошкольном возрасте
- Основы деятельности дошкольных учреждений
- Основы деятельности школ
- Методика обследования помещений
- Прием защиты при поиске упавшего предмета при обследовании помещения
- Добукварный период обучения грамоте незрячих школьников
- Букварный период обучения грамоте незрячих школьников
- Глава 5 дети с нарушениями речи Этиология
- Классификация нарушений речи
- Принципы и методы логопедического воздействия
- Практические методы
- Наглядные методы в логопедии
- Виды речевых нарушений и их коррекция
- Дифференциальная диагностика афазий
- Примерный комплекс артикуляционных упражнений
- Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки
- Приемы постановки свистящих звуков
- Методики занятий с дошкольниками
- Методики логопедических занятий с детьми школьного возраста
- Логопедическая работа с подростками и со взрослыми заикающимися
- Методики коррекционной работы с детьми с ринолалией
- Глава 6 задержка психического развития (зпр) Причины возникновения задержки психического развития
- Особенности диагностики детей с зпр
- Прогноз и эффективность педагогического воздействия на детей с зпр
- Глава 7 ранний детский аутизм (рда)
- Дифференциальная диагностика рда
- Проявления рда на ранних этапах развития ребенка
- Особенности психического развития детей с рда
- Методы избавления от рда
- Диагностическая карта (авторы к.С. Лебединская и о.С. Никольская)
- Глава 8 дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Психофизиологические особенности
- Особенности развития и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Глава 9 воспитание и обучение детей с тяжелыми поражениями слуха и зрения
- Глава 10 деятельность медико-психолого-педагогической комиссии (мппк) Цели и задачи мппк
- Состав и организация работы мппк
- Методологические основы мппк
- Методы обследования нарушений в развитии дошкольников
- Группа показателей
- Методы обследования и диагностика нарушений в развитии детей школьного возраста
- История заболевания
- Общая симптоматология умственно отсталого ребенка