Игры, упражнения в дошкольном возрасте
Игры и упражнения
для слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста
Каждая игра для ребенка — это процесс познания и созидания красоты, поиска нового удивления и радости. Игра является главной частью в жизни ребенка, как зрячего, так и со сниженным зрением. С ее помощью он узнает окружающий мир, усваивает связи между людьми, предметами, начинает понимать свою роль в семье и обществе. Игры стимулируют все виды детской активности, самостоятельности, творчества. Именно игра готовит ребенка к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь.
Игры, которые приведены ниже, соответствуют различному возрастному уровню.
От рождения до 3 месяцев
Звучащие игрушки.
Познакомьте вашего ребенка со звуками, производимыми различными игрушками. Делайте это совместно. Помогите ребенку трясти погремушку, жать пищалку, звонить в колокольчик. Называйте игрушку и говорите, какой звук она производит.
Перемещение источника звука
Вначале потрясите погремушкой или маленьким колокольчиком перед лицом ребенка, потом, не прекращая звучание, двигайте игрушкой из стороны в сторону. Это научит ребенка следить за звуком.
Танцы
Включите живую, веселую музыку, качайте ребенка и танцуйте под нее, держа ребенка на руках.
Пальчиковые игры
Когда ребенок лежит на спине, дайте ему ухватить ваши пальцы. Затем мягко потяните их, так ребенок почувствует некоторое сопротивление. Через несколько секунд уберите руки, а затем предложите их снова для повторения тех же действий. Или, вместо того, чтобы убрать руки, осторожно потяните ребенка на себя в частично сидячую позицию. Убедитесь, что вы делаете это мягко, потому что для ребенка это может быть неожиданно. Не забывайте, при необходимости, поддерживать голову ребенка.
Подбрасывание в воздух
Эта игра подходит почти всем детям. Поднимайте ребенка вверх то выше, то ниже. Когда вы поднимаете ребенка вверх, говорите, что вы делаете. Например: «Полетели вверх!» или «Вверх, вверх, вверх!» Потом медленно опускайте ребенка вниз и говорите: «Вниз, вниз, вниз!» или «Полетели вниз».
Определение направления звука
Потрясите колокольчиком над головой ребенка и спросите: «Где колокольчик? Ты можешь найти колокольчик?». Звоните и спрашивайте снова и снова — столько раз, сколько это необходимо. Может пройти неделя, а может быть, и месяц, пока ребенок повернет голову или прикоснется к источнику звука. Когда это произойдет, скажите: «Да! Правильно, вот он!». Как вариант, вы можете использовать аналогичную игру, но без звучания игрушки. Понаблюдайте, может быть, ребенок повернется, если вы будете щелкать пальцами или мягко хлопать в ладоши.
От 3 до 6 месяцев
Ощупывание
Возьмите лоскутки ткани различной фактуры — шелк, вельвет, велюр, букле, приготовьте шерстяной шарфик, резиновые игрушки, лоскутки махровой ткани, вату. Играя с ребенком, давайте ему различные предметы и характеризуйте их поверхность: «Это твердое и бугристое, а это очень мягкое». Используйте различные ткани как для массажа всего тела, так и для восприятия их ладонями.
Хорошо для ощупывания и в качестве игры использовать различную бумагу, целлофановые пакеты.
Подражание
Держите ребенка так, чтобы его лицо было рядом с вашим. Произносите звуки, произнесения которых вы хотите добиться от ребенка, например: «ла-ла-ла» и «да-да-да». Дайте ему время на повторение. Если он пока не готов к подражанию речи, повторите все снова через некоторое время.
Слушание
Посадите ребенка в детский стульчик или на пол. Потрясите колокольчик, погремушку, пошуршите целлофаном или фольгой или проведите пальцами вдоль расчески. Главное — это разнообразие, поэтому будьте изобретательны. Производя звук, сразу объясняйте его происхождение. Говорите ребенку, что это и какой звук издает. Пусть ваш ребенок пощупает и исследует каждый предмет.
Вдыхание запахов
Пусть ваш малыш вдыхает запах различных цветов, трав в саду или во дворе. Понюхайте с ним деревья, сырые опилки, сосновые иголки. У листьев тоже интересный запах, если вы крошите их руками. Соберите различные предметы с разнообразным запахом. Предлагайте их один за другим, говорите о запахе, а ваш ребенок пусть нюхает.
Дайте понюхать различные пряности: ванилин, лимон, корица, различные фрукты и фруктовые соки (яблочный, апельсиновый). Не пренебрегайте и другими запахами, такими, как чеснок, лук, укроп, кофе, чай. В ванной давайте нюхать такие пахнущие вещества, как духи, мыло, крем, лосьон.
Потешки, стишки и песенки
С этого времени они начинают нравиться детям. Особенно, когда их используют с движениями. Они соединяют в себе слова, ритмы, мелодию и физическую стимуляцию.
1. Ребенок сидит у вас на коленях лицом к вам. Во время произнесения потешки вы подкидываете ребенка на коленях.
Скачет пони,
Скачет пони,
Скачет вниз с горы,
Будь внимательнее, пони,
И не упади (подкинуть сильнее)
.2. Во время произнесения следующей потешки дотрагивайтесь до тех частей лица, которые вы называете:
«Головушка кивает, глазки моргают, носик нюхает, ротик кушает, подбородок прыг-прыг-прыг. Мышка в норку шмыг-шмыг-шмыг» (пощекотать под подбородком).
3. Произнося следующую потешку, легко прикасайтесь к ребенку пальцем на короткое время, чтобы он почувствовал разницу наличия и отсутствия прикосновения.
«Вот улей, вот пчела (прикоснуться пальцем). Улетела на поля (убрать палец). Скоро прилетит опять, ляжет в улей отдыхать» (прикоснуться снова).
Вы не должны ограничиваться этими речитативами и песенками. Игры с песенками и потешками будут любимы вашим ребенком долгое время.
От 6 месяцев до 1 года
Игры с водой
Многие дети любят играть с водой. Вы можете налить водичку в тазик. Бросьте туда несколько чашечек, губки, плавающие игрушки, и пусть ваш ребенок играет в игры, в которые захочет.
Наполняйте и высыпайте
Наполните какую-либо емкость некоторым количеством предметов: кубиками, фасолью, шариками и т.д. Сядьте с малышом на пол и разбросайте эти предметы в пределах досягаемости. Поднимите один предмет и бросьте его в банку. Скажите своему ребенку: «Смотри: кубик в миске. Слышишь, как он упал? Теперь твоя очередь бросить кубик». Положите свою руку поверх руки ребенка и помогите ему совершить действие совместно с ним. Когда все предметы окажутся в банке, помогите ребенку вынуть их и начать все сначала.
Катание мяча
Сядьте на пол лицом к ребенку на расстоянии 30-60 см от него. Покажите ребенку мяч и скажите: «Вот мячик. Я хочу покатить его к тебе. Вот он прикатился к тебе. Держи мяч». Попросите другого взрослого поучаствовать в игре и, сев позади малыша или рядом с ним, помочь ему ловить мяч и катить его обратно.
От 1 года до 1,5 лет
Части лица и тела
Скажите ребенку: «Я трогаю свою голову, можешь ли ты потрогать свою?». Вначале вы должны помочь ему сделать это совмещенно. После того как вы поиграете со знакомыми частями тела, переходите к тем, названия которых он слышит не так часто: щеки, локти, мочка уха, плечи и т.д.
Игрушки, в которые можно дуть
Соберите игрушки в ящик, это могут быть: свисток, труба, губная гармошка, соломка для коктейля, надувные игрушки. Дуйте сначала сами, надувайте щеки и дайте ощутить это ребенку. Говорите ребенку, как дуть, и пусть он попробует это сделать. Это не так просто, и потребуется время, чтобы ребенок научился дуть.
Надувной шар
Надувной шарик летит в воздухе очень медленно, поэтому у ребенка есть время отреагировать на его перемещение. Помогите ребенку подбить шарик вверх. Когда он вернется, скажите: «Вот и он! Ударь его!». Хороший способ удержать шарик рядом — привязать его к запястью или к рубашке за пуговицу. Перед тем как надувать шарик, поместите в него колокольчик.
От 1,5 года до 2-х лет
Найди на ощупь
Положите в коробку 3 или 4 предмета, сильно отличающихся друг от друга. Пусть ваш ребенок откроет коробку и обследует предметы. Когда он будет держать их в руках и ощупывать, рассказывайте о них, используя такие слова, как «мягкий», «шершавый», «твердый», «тяжелый», «гладкий», «колючий». Идентифицируйте предметы по слову.
Песенки и потешки с движениями
Продолжайте читать потешки или петь песенки, выполняя все движения, о которых в них говорится. Это нравится всем детям. Например: «Топ-топ (топаем), хлоп-хлоп (хлопаем). Все устали и упали (все падают на пол)».
Подражание
Чтобы сделать эту игру более забавной, можно включить в нее еще несколько детей. Начните играть, сидя все вместе на полу. Скажите, начиная игру: «Я хочу, чтобы вы делали, как я. Я хлопаю, я хочу услышать, как хлопаете вы».
Проделайте это 2-3 раза. Если необходимо, делайте это совмещенно. Когда ребенок поймет, в чем смысл игры, попробуйте другие движения. Говорите: «Делайте, как я! Я киваю головой, я хлопаю по плечам».
Игрушки из домашнего окружения
Кухонная утварь
Сковородки, кастрюли, дуршлаг, сито, противни, формы для выпечки, мерные стаканы и т.д.
Кладите внутрь предметы, вынимайте их, стучите предмет о предмет или ложкой по различным предметам, сгребайте их вместе и раскладывайте, сравнивайте размер и форму. Используйте в игре воду и песок. Кладите в них кубики изо льда, чтобы ребенок почувствовал холод и понял, что такое таяние.
Пустые пластиковые бутылки и коробки
Коробочки из-под сыра, йогурта, контейнеры для яиц, бутылки из-под шампуня, молока, сока и др.
Сделайте погремушку, насыпав в емкость фасоль, бобы, орехи. Сделайте «нюхательные банки», положив в коробочки шарики из ваты, смоченные в духах, одеколоне, экстракте ванили, давайте их нюхать ребенку. Учите различать различные запахи.
Работайте с бутылками и крышками. Кладите и вынимайте из них предметы, завинчивайте и развинчивайте крышку. Сравнивайте цвета, формы и размеры. (Если вы насыпали в коробку рис, бобы, удостоверьтесь, что ребенок не сможет сломать или открыть ее, вдохнуть в себя продукты и подавиться).
Большие коробки и бумажные пакеты
Зафиксируйте коробки в определенном месте, чтобы ваш малыш мог вползать и выползать из них, открывая «окна» и «двери». Оклейте коробки внутри яркой тканью или бумагой. Положите внутрь мягкий коврик, кладите внутрь предметы и вынимайте их.
Лоскутки ткани. Пряжа. Фланель, сатин, вельвет, фетр и т.д.
Познакомьте ребенка с разными поверхностями, побуждая его прикасаться к ним. Потрите ему тело различными лоскутками ткани, что дает разнообразные ощущения. Называйте части тела, к которым вы прикасаетесь. Сделайте из кусочков ткани с разной поверхностью маленький коврик, на котором ребенок может лежать и ощупывать различные кусочки. (Наблюдайте, чтобы у ребенка не было возможности взять в рот и подавиться кусочками ткани, пряжи).
Бутылки с теплой и холодной водой
Приучайте ребенка различать тепло и холод, давая ощупывать одну бутылочку с теплой водой, а другую — с холодной. Когда ребенок трогает их, говорите: «Холодная», «Горячая».
Воспитанием и обучением лиц с нарушением зрения занимается такая наука, как тифлопедагогика. Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.
Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.
В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляется всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического развития, подготовка к школьному обучению.
В школьном возрасте дети получают общее среднее образование в объеме массовой школы, идейно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическую и трудовую подготовку.
Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повышение уровня образования и социально-трудового статуса. Оно организуется с учетом возраста, сферы производственной занятости, жизненного и практического опыта, уровня общеобразовательной подготовки.
- Настольная книга педагога-дефектолога
- Оглавление
- Глава 1 содержание дефектологии 6
- Глава 2 олигофрения и основные методы воздействия на детей, страдающих олигофренией 9
- Глава 3 дети с нарушениями слуха 94
- Глава 4 дети с нарушениями зрения 137
- Глава 5 дети с нарушениями речи 223
- Предмет и задачи дефектологии
- Связь дефектологии с другими науками
- Глава 2 олигофрения и основные методы воздействия на детей, страдающих олигофренией Этиология и патогенез олигофрений
- Клинические формы олигофрении, установленные по признаку этиологии
- I группа
- Заболевания, обусловленные нарушениями обмена веществ
- Олигофрении, вызванные хромосомными аберрациями
- III группа
- Гемолитическая болезнь
- Атипичные олигофрении
- Олигофрении, вызванные асфиксией плода
- Олигофрении, обусловленные ранними постнатальными инфекциями
- Классификация олигофрений
- Неосложненная форма олигофрении
- Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами
- Лабильные дети
- Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения
- Олигофрения, осложненная тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга
- Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов
- Классификация олигофрений по г.Е. Сухаревой (1972 г.)
- Общая симптоматика при олигофрении. Психические процессы при олигофрении
- Соматические и неврологические признаки олигофрении
- Диагностика олигофрений
- Динамика олигофрений. Прогноз олигофрении
- Коррекционно-развивающие направления обучения и воспитания ребенка с диагнозом олигофрения
- Методические разработки обучения аномальных детей основным школьным предметам
- Методы и формы обучения в коррекционной школе
- Урок как основная форма обучения
- Состав уроков в зависимости от типов
- Урок закрепления
- Вводный урок
- Математика (особенности преподавания, план-конспект)
- План-конспект урока математики
- Русский язык (особенности преподавания, план-конспект)
- План-конспект урока по русскому языку в 5 классе
- Трудовое обучение. Трудовое воспитание (особенности преподавания)
- Система работы коррекционной школы восьмого вида, способствующая социально-бытовой адаптации
- Глава 3 дети с нарушениями слуха Врожденная и приобретенная глухота. Этиология
- Классификация глухих и слабослышащих детей
- Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха р.М. Боскис
- Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная нарушениями в работе других анализаторов
- 1. Глухие и слабослышащие дети с нарушением зрения
- 2. Глухие и слабослышащие дети с нарушениями мышечной системы
- 3. Синдромальные формы глухоты
- 4. Глухие и слабослышащие дети с задержкой психического развития (зпр)
- 5. Глухие и слабослышащие дети с умственной отсталостью
- Уровень развития речи у детей с нарушениями слуха
- Динамика и прогноз
- Дошкольная сурдопедагогика
- Развитие интеллекта у детей с нарушениями слуха
- Физическое развитие детей с нарушениями слуха
- Содержание и методы обучения детей с нарушениями слуха
- Особенности обучения глухих детей
- Глава 4 дети с нарушениями зрения Основные понятия об анатомическом устройстве глаза и функциях зрения. Этиология. Основные зрительные функции и их нарушения
- Близорукость
- Дальнозоркость
- Значение зрения в жизни ребенка. Системный характер нарушения зрения и вторичные отклонения в развитии слабовидящих детей
- Восприятие слепых и слабовидящих
- Представления слепых и слабовидящих
- Память слепых и слабовидящих
- Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям
- Вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей с нарушениями зрения. Дифференциация детей по степени нарушения зрения
- Особенности развития речи при слепоте
- Методы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
- Работа родителей и воспитателей по развитию речи
- Игры, упражнения в дошкольном возрасте
- Основы деятельности дошкольных учреждений
- Основы деятельности школ
- Методика обследования помещений
- Прием защиты при поиске упавшего предмета при обследовании помещения
- Добукварный период обучения грамоте незрячих школьников
- Букварный период обучения грамоте незрячих школьников
- Глава 5 дети с нарушениями речи Этиология
- Классификация нарушений речи
- Принципы и методы логопедического воздействия
- Практические методы
- Наглядные методы в логопедии
- Виды речевых нарушений и их коррекция
- Дифференциальная диагностика афазий
- Примерный комплекс артикуляционных упражнений
- Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки
- Приемы постановки свистящих звуков
- Методики занятий с дошкольниками
- Методики логопедических занятий с детьми школьного возраста
- Логопедическая работа с подростками и со взрослыми заикающимися
- Методики коррекционной работы с детьми с ринолалией
- Глава 6 задержка психического развития (зпр) Причины возникновения задержки психического развития
- Особенности диагностики детей с зпр
- Прогноз и эффективность педагогического воздействия на детей с зпр
- Глава 7 ранний детский аутизм (рда)
- Дифференциальная диагностика рда
- Проявления рда на ранних этапах развития ребенка
- Особенности психического развития детей с рда
- Методы избавления от рда
- Диагностическая карта (авторы к.С. Лебединская и о.С. Никольская)
- Глава 8 дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Психофизиологические особенности
- Особенности развития и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Глава 9 воспитание и обучение детей с тяжелыми поражениями слуха и зрения
- Глава 10 деятельность медико-психолого-педагогической комиссии (мппк) Цели и задачи мппк
- Состав и организация работы мппк
- Методологические основы мппк
- Методы обследования нарушений в развитии дошкольников
- Группа показателей
- Методы обследования и диагностика нарушений в развитии детей школьного возраста
- История заболевания
- Общая симптоматология умственно отсталого ребенка