Группа показателей
Особенности аффективно-личностной сферы
I. Контакт (по глубине, степени сотрудничества, характеру, устойчивости)
4 балла — высший уровень контактности, ребенок легко устанавливает полноценный контакт, способствует совместной деятельности, контакт стабильный на протяжении всего исследования;
3 балла — контакт устанавливается постепенно, впоследствии становится полноценным и стабильным;
2 балла — относительно полноценный контакт вначале, впоследствии в процессе работы при столкновении с трудностями, замечаниями экспериментатора контакт ухудшается; ухудшение отношений может быть вызвано пресыщением деятельности;
1 балл — легко или постепенно устанавливает контакт, но он неполноценный по своей глубине, затруднена совместная деятельность; недооценивается значение информации, исходящей от взрослого, ориентация на собственную программу деятельности;
0,5 балла — недостаточный, нестойкий, хрупкий контакт на протяжении всего исследования из-за негативного отношения к ситуации эксперимента, не вызывающей у ребенка интереса; подобное отношение может быть обусловлено чрезмерной стеснительностью, скованностью ребенка, неуверенностью в собственных силах, боязни допустить ошибку.
Для нормальных детей характерен средний результат — 2,3 балла, для детей с задержкой развития — 1,7 балла, для умственно отсталых детей — 1,2 балла.
II. Интерес (оценивается по степени увлеченности ребенка, характеру выполняемой работы: отдельных заданий или всех в совокупности, глубины, устойчивости, широты интереса)
3 балла — выраженный стойкий интерес по отношению к большинству заданий, стимулирует деятельность ребенка, который работает увлеченно, с азартом;
2,5 балла — те же качества, но менее выразительные во внешнем плане: эмоции, речевая реализация;
2 балла — достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями интерес; увлеченность может угасать после коррекции ошибочных решений экспериментатором;
1,5 балла — поверхностный интерес, который слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого или просто подчинением взрослому;
1 балл — интерес проявляется в незначительной степени в связи с угнетенностью ситуации экспериментом или стойкой боязнью допустить ошибку;
0 баллов — слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый интерес, деятельность возможна только лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции.
Нормальные дети набирают в среднем 2,4 балла, дети с задержкой развития — 1,9 балла, умственно отсталые дети — 1,5 баллов.
III. Аффективный компонент продуктивности (отражает характер, выраженность и стабильность эмоционального тонуса, аффективную реакцию ребенка на трудности, возникающие при выполнении заданий, порицание, похвалу)
3 балла — внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены, адекватны, разнообразны, затруднения и ошибки затрудняют и огорчают его, однако стимулируют ребенка, поощрение и порицание одинаково способствуют улучшению продуктивности деятельности;
2,5 балла — адекватные, внешне достаточно выраженные реакции на затруднения. Ошибки, поощрения и порицания понимаются в целом правильно, но мало влияют на продуктивность деятельности;
2 балла — внешние проявления могут быть различными, затруднения и ошибки, а также порицания приводят к некоторой дезорганизации деятельности, однако она коррегируемая, поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности;
1,5 балла — стойкое, несколько утрированное выражение серьезности, напряженной работы мысли, наряду с этим выраженная нерешительность в самостоятельных действиях и высказываниях, часто это состояние наблюдается в связи со страхом обнаружить свою несостоятельность;
1 балл — на фоне адекватных достаточно выраженных реакций возникают яркие эмоции на ситуации эксперимента (слезы, агрессия), нередко затруднения и порицания грубо дезорганизуют деятельность;
0,5 балла — стойкий негативизм, подавление положительных эмоций ситуацией исследования, грубая дезорганизация деятельности;
0 баллов — безразличное отношение к ситуациям эксперимента, неадекватная реакция, на пример, «аффект благодушия» в силу фактического интереса к предлагаемой деятельности.
Нормальный ребенок набирает в среднем 2,3 балла, дети с задержкой психического развития — 1,9 балла, умственно отсталые дети — 0 баллов.
IV. Активность (оценивается по массивности внешних стимуляций).
3 балла — ребенок работает сам с незначительной стимуляцией при выполнении отдельных заданий, во всех случаях наблюдается положительный эффект от стимуляции;
2,5 балла — ребенок нуждается в незначительной стимуляции при столкновении с трудностями во время выполнения заданий эксперимента, стимуляция оказывает положительный эффект;
2 балла — нужна незначительная, но постоянная стимуляция при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении насыщения в отдельных заданиях (снижение интереса);
1,5 балла — незначительная стимуляция в большинстве заданий в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях, эффект от стимуляции не всегда достигается;
1 балл — стимуляция в большинстве заданий в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысоком интересе к работе, быстро наступает пресыщение в отдельных заданиях;
0,5 балла — необходима массивная разнообразная стимуляция в подавляющем числе заданий из-за отсутствия интереса к заданию, быстрого пресыщения, постоянной нерешительности, что, в свою очередь, приводит к грубой дезорганизации деятельности.
Нормальные дети в средней набирают 2,4 балла, дети с задержкой развития — 2 балла, умственно отсталые дети — 1 балл.
V. Оценка собственных достижений (оценивается по адекватности восприятия результатов собственного труда)
4 балла — адекватное, самостоятельное и аргументированное восприятие;
3 балла — снижение первоначально завышенной оценки после вопросов типа «Все ли ты хорошо сделал? Посмотри внимательно...»
2 балла — снижение первоначальной завышенной оценки после прямых указаний на допущенные ошибки и имевшиеся трудности;
1 балл — аффективное, неадекватное снижение оценки после указания на допущенные ошибки;
0,5 балла — отказ от оценки;
0 балла — неадекватно завышенная оценка даже после массивной коррекции.
В норме ребенок набирает в среднем 2,5 балла; дети с задержкой психического развития — 1,8 балла, умственно отсталые дети — 0,6 балла.
Аналогично просчитываются и другие разделы, после чего выставляется общая оценка. Данная методика применима и в отношении школьников.
- Настольная книга педагога-дефектолога
- Оглавление
- Глава 1 содержание дефектологии 6
- Глава 2 олигофрения и основные методы воздействия на детей, страдающих олигофренией 9
- Глава 3 дети с нарушениями слуха 94
- Глава 4 дети с нарушениями зрения 137
- Глава 5 дети с нарушениями речи 223
- Предмет и задачи дефектологии
- Связь дефектологии с другими науками
- Глава 2 олигофрения и основные методы воздействия на детей, страдающих олигофренией Этиология и патогенез олигофрений
- Клинические формы олигофрении, установленные по признаку этиологии
- I группа
- Заболевания, обусловленные нарушениями обмена веществ
- Олигофрении, вызванные хромосомными аберрациями
- III группа
- Гемолитическая болезнь
- Атипичные олигофрении
- Олигофрении, вызванные асфиксией плода
- Олигофрении, обусловленные ранними постнатальными инфекциями
- Классификация олигофрений
- Неосложненная форма олигофрении
- Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами
- Лабильные дети
- Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения
- Олигофрения, осложненная тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга
- Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов
- Классификация олигофрений по г.Е. Сухаревой (1972 г.)
- Общая симптоматика при олигофрении. Психические процессы при олигофрении
- Соматические и неврологические признаки олигофрении
- Диагностика олигофрений
- Динамика олигофрений. Прогноз олигофрении
- Коррекционно-развивающие направления обучения и воспитания ребенка с диагнозом олигофрения
- Методические разработки обучения аномальных детей основным школьным предметам
- Методы и формы обучения в коррекционной школе
- Урок как основная форма обучения
- Состав уроков в зависимости от типов
- Урок закрепления
- Вводный урок
- Математика (особенности преподавания, план-конспект)
- План-конспект урока математики
- Русский язык (особенности преподавания, план-конспект)
- План-конспект урока по русскому языку в 5 классе
- Трудовое обучение. Трудовое воспитание (особенности преподавания)
- Система работы коррекционной школы восьмого вида, способствующая социально-бытовой адаптации
- Глава 3 дети с нарушениями слуха Врожденная и приобретенная глухота. Этиология
- Классификация глухих и слабослышащих детей
- Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха р.М. Боскис
- Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная нарушениями в работе других анализаторов
- 1. Глухие и слабослышащие дети с нарушением зрения
- 2. Глухие и слабослышащие дети с нарушениями мышечной системы
- 3. Синдромальные формы глухоты
- 4. Глухие и слабослышащие дети с задержкой психического развития (зпр)
- 5. Глухие и слабослышащие дети с умственной отсталостью
- Уровень развития речи у детей с нарушениями слуха
- Динамика и прогноз
- Дошкольная сурдопедагогика
- Развитие интеллекта у детей с нарушениями слуха
- Физическое развитие детей с нарушениями слуха
- Содержание и методы обучения детей с нарушениями слуха
- Особенности обучения глухих детей
- Глава 4 дети с нарушениями зрения Основные понятия об анатомическом устройстве глаза и функциях зрения. Этиология. Основные зрительные функции и их нарушения
- Близорукость
- Дальнозоркость
- Значение зрения в жизни ребенка. Системный характер нарушения зрения и вторичные отклонения в развитии слабовидящих детей
- Восприятие слепых и слабовидящих
- Представления слепых и слабовидящих
- Память слепых и слабовидящих
- Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям
- Вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей с нарушениями зрения. Дифференциация детей по степени нарушения зрения
- Особенности развития речи при слепоте
- Методы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
- Работа родителей и воспитателей по развитию речи
- Игры, упражнения в дошкольном возрасте
- Основы деятельности дошкольных учреждений
- Основы деятельности школ
- Методика обследования помещений
- Прием защиты при поиске упавшего предмета при обследовании помещения
- Добукварный период обучения грамоте незрячих школьников
- Букварный период обучения грамоте незрячих школьников
- Глава 5 дети с нарушениями речи Этиология
- Классификация нарушений речи
- Принципы и методы логопедического воздействия
- Практические методы
- Наглядные методы в логопедии
- Виды речевых нарушений и их коррекция
- Дифференциальная диагностика афазий
- Примерный комплекс артикуляционных упражнений
- Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки
- Приемы постановки свистящих звуков
- Методики занятий с дошкольниками
- Методики логопедических занятий с детьми школьного возраста
- Логопедическая работа с подростками и со взрослыми заикающимися
- Методики коррекционной работы с детьми с ринолалией
- Глава 6 задержка психического развития (зпр) Причины возникновения задержки психического развития
- Особенности диагностики детей с зпр
- Прогноз и эффективность педагогического воздействия на детей с зпр
- Глава 7 ранний детский аутизм (рда)
- Дифференциальная диагностика рда
- Проявления рда на ранних этапах развития ребенка
- Особенности психического развития детей с рда
- Методы избавления от рда
- Диагностическая карта (авторы к.С. Лебединская и о.С. Никольская)
- Глава 8 дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Психофизиологические особенности
- Особенности развития и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Глава 9 воспитание и обучение детей с тяжелыми поражениями слуха и зрения
- Глава 10 деятельность медико-психолого-педагогической комиссии (мппк) Цели и задачи мппк
- Состав и организация работы мппк
- Методологические основы мппк
- Методы обследования нарушений в развитии дошкольников
- Группа показателей
- Методы обследования и диагностика нарушений в развитии детей школьного возраста
- История заболевания
- Общая симптоматология умственно отсталого ребенка