logo
Настольная книга дефектолога

Классификация олигофрений по г.Е. Сухаревой (1972 г.)

1. Олигофрении эндогенной природы:

♦ истинная микроцефалия;

♦ болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфелтера и др.;

♦ ксеродермические формы (синдром Рада);

♦ энзимопатические формы, обусловленные нарушениями белкового, углеводного, липидного и других видов обмена — фенилкетонурия, галактоземия, гаргоилизм и др.;

♦ мутагенное поражение генеративных клеток родителей (ионизирующая радиация, химические вещества и др.)

2. Эмбриопатии и фетопатии:

♦ олигофрения, обусловленная вирусными инфекциями (краснуха беременных, грипп, вирусный гепатит);

♦ олигофрении, обусловленные токсоплазмозом;

♦ олигофрении, обусловленные врожденным сифилисом;

♦ олигофрении, вызванные гормональными нарушениями и другими эндогенными и экзогенными токсическими факторами.

3. Олигофрении, вызванные вредными факторами, действующими во время родов, в ранний период и первых 3-х лет жизни ребенка:

♦ олигофрении, возникшие вследствие асфиксии плода и родовой травмы;

♦ олигофрении, вызванные в детстве (до 3 лет) инфекциями и черепно-мозговыми травмами;

♦ атипичные олигофрении, обусловленные гидроцефалией, сочетание с детским церебральным параличом, тяжелые нарушения сенсорных функций.

Классификация олигофрений по В.В. Ковалеву (1979 г.)

По мнению В.В. Ковалева, можно выделить следующие основные клинические формы:

1) ретардация, т.е. стойкое психическое недоразвитие (общее или парциальное) или замедленное психическое развитие;

2) асинхрония (дисгармоничное психическое развитие), которая включает признаки ретардации и акселерации.

Явление ретардации — отсутствие инволюции ранних форм психического развития. Отдельные периоды развития незавершенны. Это явление характерно для олигофрений, а также задержки психического развития.

Явление акселерации отдельных функций: это относится к раннему проявлению сексуального влечения при преждевременном половом созревании.

Возможно раннее возникновение речи, наблюдающееся при раннем детском аутизме.

Наиболее выраженная асинхрония характерна для искаженного развития. Характерной моделью искаженного развития можно рассмотреть дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма. При данном заболевании наблюдается преждевременное развитие речи (иногда до 1 года). В то же время контакт с окружающими снижен. Со стороны сенсорной и моторной сферы наблюдается выраженное недоразвитие. Социальное развитие ребенка заметно отстает. Вербальный интеллект опережает развитие предметной деятельности.