Добукварный период обучения грамоте незрячих школьников
Чтение
Тема: инсценировка сказки «Репка».
Цель: развитие устной речи, закрепление навыков обследования предметов; обучение ориентировке в пространстве; развитие мимики, жеста, памяти, логического мышления.
Средства обучения: натуральная репа, трафарет и аппликация, рисунок репы, макет сказочной репы для инсценировки.
Комментарии к уроку:
При обследовании натуральной репы особое внимание необходимо обратить на санитарно-гигиенические требования (мытье рук, промывка и просушка корнеплода, размещение корнеплода на планшете). Кроме этого необходимо правильно организовать осязательное восприятие растения в целом, его частей (ботвы, корня, корнеплода). Подробно обследовать общую форму ботвы и ее структуру. Обстоятельно изучить и описать словесно форму плода.
При обследовании аппликации, трафарета и рельефно-графического рисунка, важно соотнести форму изображений с реальным предметом, выявить сходства и различия.
В ходе инсценировки особое внимание необходимо уделить обучению ориентировке в пространстве, прежде всего, ограничивающем сценическую площадку. При этом следует развивать координацию движений, оценку учеником положения своего тела.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Вступительная беседа.
— Любите ли вы слушать сказки?
— Кто вам их читает?
— Где вы их слушаете? (По радио, с кассеты, по телевидению).
— Кто сочинил сказки, которые вы слушали?
— Есть сказки народные, их сочинил народ. С помощью устной речи люди рассказывали эти сказки друг ДРУГУ, своим детям, внукам.
3. Отгадывание загадок.
— Сегодня я расскажу вам русскую народную сказку, а как она называется, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь.
Желта, как мед,
А вкус не тот (Репка).
— Как догадались?
Кругла да гладка,
Откусишь — сладка,
Засела крепко
На грядке... (хором — репка).
— Сказка, которую я вам расскажу, называется «Репка».
— Кто слышал о ней сказку?
— Кто видел репку?
4. Обследование репки.
а) Какая форма, размер, поверхность, цвет, запах, вкус? (Дети пробуют на вкус заранее нарезанную репу).
б) К каким растениям относится репа?
в) Где она растет? На что похожа?
г) Какую часть репки едят?
5. Чтение (или рассказывание) учителем сказки.
— О какой репке идет речь?
— Может ли быть такая репка на самом деле?
6. Беседа по содержанию.
— Кто посадил репку?
— Какая она выросла?
— Кто тащил ее сначала?
— Кто помогал?
— Сколько человек тащили репку? Назовите их.
— Сколько животных помогало? Назовите их.
— Кто держался за репку? За дедку? За бабку? и т.д.
7. Пересказ сказки учащимися.
8. Инсценировка сказки.
9. Работа с аппликацией и рисунком.
— Мы с вами видели настоящую репку и сказочную.
— А если мы хотим нарисовать репку, то какой мы ее должны изобразить?
— Рассмотрите трафареты репки: покажите на нем саму репу, корень, ботву.
— Рассмотрите аппликацию: где на ней изображена ботва, корень и сама репка? Как они изображены? (Дети обследуют трафарет, аппликацию, рельефно-точечное изображение репки подушечками пальцев рук).
— На рельефном рисунке обведите пальцами каждую часть репы. Как вы узнали на рисунке репу? Чем рисунок отличается от натуральной репы? Чем похож?
10. Итог.
— Какую сказку вы слушали?
— Почему она называется народной?
— Почему это сказка? Что в ней необычного, сказочного?
Письмо. Урок 1
Тема: знакомство со школьными принадлежностями.
Цель: дать представления о школьных принадлежностях.
Средства обучения: приборы, грифели для письма рельефно-точечным шрифтом.
Комментарии к уроку
Для обследования используется письменный прибор Л. Брайля, который имеет стандартный вид. В нем 18 строк по 24 клеточки в каждой строке. Таким образом, вместе с пробельными расстояниями между словами он может дать при письме 432 знака, то есть 1/4 часть машинной страницы.
Ход урока
1. Организационная часть.
Повторение правил поведения в классе. Учить правильно сидеть за партой, поднимать руку.
2. Беседа о школьных принадлежностях.
— Вы пришли в школу учиться. Скоро вы научитесь читать, писать. Чтобы научиться писать, нужны письменные принадлежности. Это прибор и грифель.
а) У каждого на парте лежит прибор. Предполагается пододвинуть его к себе. Рассмотреть его.
— Найдите верх прибора. Проведите руками сверху вниз по прибору. Найдите низ.
— Найдите левую сторону. Проведите по ней руками сверху вниз. Найдите правую сторону. Проведите двумя руками сверху вниз по прибору.
— Что вы заметили? Точки рельефные и посредине правой стороны возвышение, которое служит для того, чтобы открыть прибор.
— Еще раз найдите верх прибора и проведите руками сверху вниз.
— Что вы заметили? Заметили отверстия. Они называются клетками.
— Откройте прибор. Обследуем его.
— Положите руки на левую сторону прибора, проведите по ней руками. Эта сторона состоит из отверстий в виде клеток. Слева и справа — гладкая поверхность. Это поля. Покажите их.
— Обследуем правую сторону прибора. Проведите руками сверху вниз.
— Что вы почувствовали? Углубления.
— Найдите верх прибора. Проведите руками слева направо.
— Что вы заметили? На что похоже? Это шрифты. Сколько их?
— Проведите рукой сверху вниз. Найдите шрифты. Сколько их? Эти шрифты нужны для того, чтобы закрепить мысли буквами. Две стороны прибора соединяются устройством. Найдите его, покажите. Закройте прибор. Отодвиньте его на правую сторону парты.
б) Знакомство с грифелем. Необходимо предупредить учеников об осторожности обращения с грифелем, так как это колющий предмет.
— Рассмотрим грифель двумя руками. Он состоит из двух частей: пластмассовая часть — это ручка, внизу которой вставлен металлический стержень. Грифель нужен для письма в приборе.
3. Игра.
— Положите перед собой школьные принадлежности. Я называю слова, а вы показываете предмет: прибор, грифель.
4. Итог.
— С чем мы сегодня познакомились?
— Как называют эти предметы?
- Настольная книга педагога-дефектолога
- Оглавление
- Глава 1 содержание дефектологии 6
- Глава 2 олигофрения и основные методы воздействия на детей, страдающих олигофренией 9
- Глава 3 дети с нарушениями слуха 94
- Глава 4 дети с нарушениями зрения 137
- Глава 5 дети с нарушениями речи 223
- Предмет и задачи дефектологии
- Связь дефектологии с другими науками
- Глава 2 олигофрения и основные методы воздействия на детей, страдающих олигофренией Этиология и патогенез олигофрений
- Клинические формы олигофрении, установленные по признаку этиологии
- I группа
- Заболевания, обусловленные нарушениями обмена веществ
- Олигофрении, вызванные хромосомными аберрациями
- III группа
- Гемолитическая болезнь
- Атипичные олигофрении
- Олигофрении, вызванные асфиксией плода
- Олигофрении, обусловленные ранними постнатальными инфекциями
- Классификация олигофрений
- Неосложненная форма олигофрении
- Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами
- Лабильные дети
- Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения
- Олигофрения, осложненная тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга
- Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов
- Классификация олигофрений по г.Е. Сухаревой (1972 г.)
- Общая симптоматика при олигофрении. Психические процессы при олигофрении
- Соматические и неврологические признаки олигофрении
- Диагностика олигофрений
- Динамика олигофрений. Прогноз олигофрении
- Коррекционно-развивающие направления обучения и воспитания ребенка с диагнозом олигофрения
- Методические разработки обучения аномальных детей основным школьным предметам
- Методы и формы обучения в коррекционной школе
- Урок как основная форма обучения
- Состав уроков в зависимости от типов
- Урок закрепления
- Вводный урок
- Математика (особенности преподавания, план-конспект)
- План-конспект урока математики
- Русский язык (особенности преподавания, план-конспект)
- План-конспект урока по русскому языку в 5 классе
- Трудовое обучение. Трудовое воспитание (особенности преподавания)
- Система работы коррекционной школы восьмого вида, способствующая социально-бытовой адаптации
- Глава 3 дети с нарушениями слуха Врожденная и приобретенная глухота. Этиология
- Классификация глухих и слабослышащих детей
- Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха р.М. Боскис
- Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная нарушениями в работе других анализаторов
- 1. Глухие и слабослышащие дети с нарушением зрения
- 2. Глухие и слабослышащие дети с нарушениями мышечной системы
- 3. Синдромальные формы глухоты
- 4. Глухие и слабослышащие дети с задержкой психического развития (зпр)
- 5. Глухие и слабослышащие дети с умственной отсталостью
- Уровень развития речи у детей с нарушениями слуха
- Динамика и прогноз
- Дошкольная сурдопедагогика
- Развитие интеллекта у детей с нарушениями слуха
- Физическое развитие детей с нарушениями слуха
- Содержание и методы обучения детей с нарушениями слуха
- Особенности обучения глухих детей
- Глава 4 дети с нарушениями зрения Основные понятия об анатомическом устройстве глаза и функциях зрения. Этиология. Основные зрительные функции и их нарушения
- Близорукость
- Дальнозоркость
- Значение зрения в жизни ребенка. Системный характер нарушения зрения и вторичные отклонения в развитии слабовидящих детей
- Восприятие слепых и слабовидящих
- Представления слепых и слабовидящих
- Память слепых и слабовидящих
- Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям
- Вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей с нарушениями зрения. Дифференциация детей по степени нарушения зрения
- Особенности развития речи при слепоте
- Методы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
- Работа родителей и воспитателей по развитию речи
- Игры, упражнения в дошкольном возрасте
- Основы деятельности дошкольных учреждений
- Основы деятельности школ
- Методика обследования помещений
- Прием защиты при поиске упавшего предмета при обследовании помещения
- Добукварный период обучения грамоте незрячих школьников
- Букварный период обучения грамоте незрячих школьников
- Глава 5 дети с нарушениями речи Этиология
- Классификация нарушений речи
- Принципы и методы логопедического воздействия
- Практические методы
- Наглядные методы в логопедии
- Виды речевых нарушений и их коррекция
- Дифференциальная диагностика афазий
- Примерный комплекс артикуляционных упражнений
- Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки
- Приемы постановки свистящих звуков
- Методики занятий с дошкольниками
- Методики логопедических занятий с детьми школьного возраста
- Логопедическая работа с подростками и со взрослыми заикающимися
- Методики коррекционной работы с детьми с ринолалией
- Глава 6 задержка психического развития (зпр) Причины возникновения задержки психического развития
- Особенности диагностики детей с зпр
- Прогноз и эффективность педагогического воздействия на детей с зпр
- Глава 7 ранний детский аутизм (рда)
- Дифференциальная диагностика рда
- Проявления рда на ранних этапах развития ребенка
- Особенности психического развития детей с рда
- Методы избавления от рда
- Диагностическая карта (авторы к.С. Лебединская и о.С. Никольская)
- Глава 8 дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Психофизиологические особенности
- Особенности развития и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Глава 9 воспитание и обучение детей с тяжелыми поражениями слуха и зрения
- Глава 10 деятельность медико-психолого-педагогической комиссии (мппк) Цели и задачи мппк
- Состав и организация работы мппк
- Методологические основы мппк
- Методы обследования нарушений в развитии дошкольников
- Группа показателей
- Методы обследования и диагностика нарушений в развитии детей школьного возраста
- История заболевания
- Общая симптоматология умственно отсталого ребенка