Состав и организация работы мппк
МППК организуется в областных, городских отделах народного образования. В состав комиссии входят:
♦ председатель, главной задачей которого является организация и планирование заседаний комиссии;
♦ детский психиатр, который рассматривает состояние ребенка с точки зрения медицинских показателей, исключает острые заболевания и очаги воспаления центральной нервной системы и головного мозга, исследует психическое состояние ребенка;
♦ отоларинголог, исследующий органы слухового анализатора ребенка;
♦ офтальмолог, исследующий органы зрительного анализатора ребенка;
♦ дефектолог, который выявляет, есть ли у ребенка аномалии психического или физического развития, в связи с этим старается определить причины неуспеваемости и дает свои рекомендации в отношении дальнейшего развития, воспитания и обучения ребенка;
♦ психолог, который составляет интеллектуальные, поведенческие, мотивационные характеристики личности ребенка, выявляет его индивидуальные особенности;
♦ логопед, который исследует состояние органов артикуляции ребенка, речь, его активный и пассивный словарь, выявляет состояние сенсорных функций, развитие речевой моторики, определяет особенности развития познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; структуру речевого дефекта и уровень речевого недоразвития; выделяет детей с первичными речевыми нарушениями, имеющими вторичную задержку интеллектуального развития, от детей, недоразвитие речи которых определено умственной отсталостью;
♦ секретарь.
Перед каждым специалистом, входящим в МППК, ставится своя узкая задача, однако, исследование ведется с учетом общих результатов обследования. Для более успешной работы состав специалистов МППК должен быть постоянным. Работа МППК осуществляется по определенному графику. В течение года комиссия собирается раз в месяц.
Ребенок, поступающий на МППК, должен иметь при себе:
♦ личное дело;
♦ медицинскую карту;
♦ характеристику, выполненную в определенной форме;
♦ направление районного психиатра;
♦ ученические тетради по математике и русскому языку за последнюю четверть.
Ребенка должны сопровождать родители и педагог.
Форма характеристики на ученика для направления на МППК
I. Общие сведения:
ФИО_________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________
Адрес________________________________________________________
Какие дошкольные учреждения посещал__________________________
__________________________________________________________________
Год поступления в школу_______________________________________
Классы, которые посещал ребенок________________________________
II. Семья и ребенок.
Состав семьи__________________________________________________
Возраст и занятие родителей_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Материальные условия_________________________________________
Жилищные условия (наличие у ребенка отдельной комнаты, угла)______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Взаимоотношения между членами семьи__________________________
Отношение в семье к ребенку (кто воспитывает ребенка)___________________________________________________________
Режим ребенка________________________________________________
__________________________________________________________________
III. Особенности познавательной деятельности ребенка.
Состояние органов чувств_______________________________________
Особенности внимания (устойчивость, переключаемость, объем)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности восприятия (способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению причинно-следственных связей)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности памяти (преобладающий вид памяти, быстрота, точность) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности речи _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности усвоения учебного материала (отношение к учебе, умение усвоить и применить полученные знания на практике, трудности в овладении новым материалом, результаты работы преподавателя по устранению данных трудностей)________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Эмоциональная сфера.
Заторможенность, возбудимость, уравновешенность ________________
__________________________________________________________________
Преобладающее настроение_____________________________________
Способность к волевому усилию_________________________________
V. Особенности личности (соблюдение правил поведения, особенности учебной, трудовой, игровой деятельности, взаимоотношения в коллективе)________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На МППК ведется журнал приема детей, в котором указывается ФИО каждого ребенка, дата рождения, школа или детский сад, который посещал ребенок, домашний адрес, диагноз, с которым ребенок поступил на комиссию. Далее в журнал вносятся диагноз, который поставила комиссия, рекомендации, касающиеся типа учреждения, в котором должен обучаться ребенок, и класс (программа).
На каждого ребенка заводится протокол, в котором записываются общие сведения о ребенке, условия воспитания, характеризуется состояние его познавательной деятельности, описываются результаты логопедического, педагогического обследования, его развитие в дошкольном возрасте. Протокол вшивается в личное дело и отсылается в ту школу или детский садик, куда направляется ребенок. МППК должна проследить, чтобы направляемые дети обязательно стали посещать специальное учреждение.
Протоколы ведутся секретарем, который также должен быть квалифицированным специалистом. В дальнейшем протоколы хранятся в личном деле ребенка. Таким образом, преподаватели специальной школы могут заранее познакомиться с особенностями личности и психофизического развития, уровнем знаний нового ученика. Протоколы также помогают выяснить динамику развития ребенка, если он направляется на МППК повторно. Сравнивая новые результаты обследования с предыдущими, специалисты видят изменения в развитии ребенка.
Образец формы протокола медико-педагогической комиссии, разработанный С.Д. Забрамной:
Протокол №__________________
I. Формальные сведения
Фамилия________________________ Имя_________________________
Отчество________________________
Год и месяц рождения ребенка___________________________________
Адрес________________________________________________________
Кем направлен на комиссию: из семьи, детского сада, школы (в каких классах обучался и сколько лет) ______________________________________
__________________________________________________________________
Возраст и профессия родителей__________________________________
__________________________________________________________________
II. Анамнестические сведения и данные медицинского обследования (заполняются врачом)_______________________________________________
III. Данные психолого-педагогического и логопедического обследования_______________________________________________________
Легко ли вступает в контакт_____________________________________
Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Круг представлений об окружающем и точность этих представлений______________________________________________________
__________________________________________________________________
Особенности восприятия картин, текстов _________________________
Восприятие величины, формы, цвета______________________________
Восприятие времени___________________________________________
Восприятие пространства (различение правой и левой стороны; умение сложить фигуры по образцу, сложить картинку, разрезанную на части, и т.д.)_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Особенности внимания_________________________________________
Особенности памяти (быстрота запоминания, точность воспроизведения) ___________________________________________________
Особенности мышления (характеристика процессов анализа, синтеза, отвлечения, обобщения, проявляющаяся в работе с сюжетными картинками, текстами, при классификации, при объяснении смысла загадок, пословиц, установлении причинно-следственных связей и т.д.)______________________
__________________________________________________________________
Особенности речи (фонематический слух, произношение, словарный запас, грамматический строй, характер ошибок в устной и письменной речи)______________________________________________________________
Состояние чтения, письма, счета_________________________________
Целенаправленность деятельности________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения (адекватность поведения в процессе обследования; понимание эмоционального смысла картин, текстов; усидчивость, работоспособность) __________________________________________________________________
IV. Диагноз (развернутый)______________________________________
V. Заключение медико-педагогической комиссии
__________________________________________________________________
Председатель комиссии
Врач-психоневролог
Педагог-дефектолог
Логопед
Психолог
Секретарь комиссии
« » _______________ 200___г.
Для отображения диагноза специалистами нередко используются индексы. Вот некоторые из них:
317 — легкая умственная отсталость (дебильность), IQ 50-70% от возрастной нормы;
317.01 — дебильность, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (при натальной инфекции, токсикозах беременности, отравлениях);
317.02 — дебильность, обусловленная предшествующей травмой или удушьем (травма и гипоксия во время родов);
317.03 — дебильность, связанная с хромосомными нарушениями (болезнь Дауна);
317.04 — дебильность, связанная с недоношенностью;
317.08 — дебильность, обусловленная другими причинами (нарушение обмена веществ, гидроцефалия, микроцефалия);
317.09 — дебильность невыясненной этиологии;
318.0 — умеренная умственная отсталость, не резко выраженная имбецильность, IQ 35—45% от возрастной нормы, с достаточно развитой речью и способностью к усвоению некоторых элементов школьных знаний;
318.01 — имбецильность, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (при натальной инфекции, токсикозах беременности, отравлениях);
318.02 — имбецильность, обусловленная предшествующей травмой или удушьем (травма и гипоксия во время родов);
318.03 — имбецильность, связанная с хромосомными нарушениями (болезнь Дауна);
318.04 — имбецильность, связанная с недоношенностью;
318.08 — имбецильность, обусловленная другими причинами (нарушение обмена веществ, гидроцефалия, микроцефалия);
318.09 — имбецильность невыясненной этиологии;
318.1 — выраженная имбецильность, IQ 34—20% с навыками самообслуживания;
318.11; 318.12; 318.13; 318.14; 318.18; 318.19 — выраженная имбецильность, причины аналогичны умеренной умственной отсталости;
318.2 — глубокая умственная отсталость, идиотия, IQ менее 20% от возрастной нормы;
318.21; 318.22; 318.23; 318.24; 318.28: 318.29 — идиотия, причины аналогичны имбецильности;
315 — специфическая задержка развития;
315.0 — задержка развития навыков чтения;
315.1 — задержка развития навыков счета;
315.2 — задержка развития навыков письма — дисграфия;
315.3 — нарушения развития речи, алалия, дислалия;
315.4 — задержка моторного развития — синдром неуклюжести, синдром дискроксии;
315.6 — психологический инфантилизм с задержкой интеллектуального развития;
315.8 — другие специфические задержки развития;
315.9 — неуточненные специфические задержки развития без дополнительного уточнения;
310 — специфические психотические расстройства на почве органического поражения головного мозга;
310.0 — синдром лобной доли;
310.1 — изменение личности или познавательной способности (снижение, а не нарушение);
310.11 — снижение вследствие энцефалитов или менинго-энцефалитов;
310.12 — снижение вследствие сифилиса и паралича;
310.13 — эпилепсия;
310.16 — снижение вследствие дегенеративных болезней нервной системы;
310.18 — снижение вследствие других заболеваний;
310.19 — неуточненные заболевания головного мозга;
294.1 — слабоумие;
294.11 — слабоумие вследствие энцефалита, менинго-энцефалита;
294.12 — сифилитическое и паралитическое слабоумие;
294.13 — травматическое слабоумие;
294.14 — эпилептическое слабоумие;
294.18 — слабоумие вследствие других органических заболеваний головного мозга;
294.19 — слабоумие вследствие неуточненных заболеваний.
- Настольная книга педагога-дефектолога
- Оглавление
- Глава 1 содержание дефектологии 6
- Глава 2 олигофрения и основные методы воздействия на детей, страдающих олигофренией 9
- Глава 3 дети с нарушениями слуха 94
- Глава 4 дети с нарушениями зрения 137
- Глава 5 дети с нарушениями речи 223
- Предмет и задачи дефектологии
- Связь дефектологии с другими науками
- Глава 2 олигофрения и основные методы воздействия на детей, страдающих олигофренией Этиология и патогенез олигофрений
- Клинические формы олигофрении, установленные по признаку этиологии
- I группа
- Заболевания, обусловленные нарушениями обмена веществ
- Олигофрении, вызванные хромосомными аберрациями
- III группа
- Гемолитическая болезнь
- Атипичные олигофрении
- Олигофрении, вызванные асфиксией плода
- Олигофрении, обусловленные ранними постнатальными инфекциями
- Классификация олигофрений
- Неосложненная форма олигофрении
- Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами
- Лабильные дети
- Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения
- Олигофрения, осложненная тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга
- Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов
- Классификация олигофрений по г.Е. Сухаревой (1972 г.)
- Общая симптоматика при олигофрении. Психические процессы при олигофрении
- Соматические и неврологические признаки олигофрении
- Диагностика олигофрений
- Динамика олигофрений. Прогноз олигофрении
- Коррекционно-развивающие направления обучения и воспитания ребенка с диагнозом олигофрения
- Методические разработки обучения аномальных детей основным школьным предметам
- Методы и формы обучения в коррекционной школе
- Урок как основная форма обучения
- Состав уроков в зависимости от типов
- Урок закрепления
- Вводный урок
- Математика (особенности преподавания, план-конспект)
- План-конспект урока математики
- Русский язык (особенности преподавания, план-конспект)
- План-конспект урока по русскому языку в 5 классе
- Трудовое обучение. Трудовое воспитание (особенности преподавания)
- Система работы коррекционной школы восьмого вида, способствующая социально-бытовой адаптации
- Глава 3 дети с нарушениями слуха Врожденная и приобретенная глухота. Этиология
- Классификация глухих и слабослышащих детей
- Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха р.М. Боскис
- Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная нарушениями в работе других анализаторов
- 1. Глухие и слабослышащие дети с нарушением зрения
- 2. Глухие и слабослышащие дети с нарушениями мышечной системы
- 3. Синдромальные формы глухоты
- 4. Глухие и слабослышащие дети с задержкой психического развития (зпр)
- 5. Глухие и слабослышащие дети с умственной отсталостью
- Уровень развития речи у детей с нарушениями слуха
- Динамика и прогноз
- Дошкольная сурдопедагогика
- Развитие интеллекта у детей с нарушениями слуха
- Физическое развитие детей с нарушениями слуха
- Содержание и методы обучения детей с нарушениями слуха
- Особенности обучения глухих детей
- Глава 4 дети с нарушениями зрения Основные понятия об анатомическом устройстве глаза и функциях зрения. Этиология. Основные зрительные функции и их нарушения
- Близорукость
- Дальнозоркость
- Значение зрения в жизни ребенка. Системный характер нарушения зрения и вторичные отклонения в развитии слабовидящих детей
- Восприятие слепых и слабовидящих
- Представления слепых и слабовидящих
- Память слепых и слабовидящих
- Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям
- Вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей с нарушениями зрения. Дифференциация детей по степени нарушения зрения
- Особенности развития речи при слепоте
- Методы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
- Работа родителей и воспитателей по развитию речи
- Игры, упражнения в дошкольном возрасте
- Основы деятельности дошкольных учреждений
- Основы деятельности школ
- Методика обследования помещений
- Прием защиты при поиске упавшего предмета при обследовании помещения
- Добукварный период обучения грамоте незрячих школьников
- Букварный период обучения грамоте незрячих школьников
- Глава 5 дети с нарушениями речи Этиология
- Классификация нарушений речи
- Принципы и методы логопедического воздействия
- Практические методы
- Наглядные методы в логопедии
- Виды речевых нарушений и их коррекция
- Дифференциальная диагностика афазий
- Примерный комплекс артикуляционных упражнений
- Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки
- Приемы постановки свистящих звуков
- Методики занятий с дошкольниками
- Методики логопедических занятий с детьми школьного возраста
- Логопедическая работа с подростками и со взрослыми заикающимися
- Методики коррекционной работы с детьми с ринолалией
- Глава 6 задержка психического развития (зпр) Причины возникновения задержки психического развития
- Особенности диагностики детей с зпр
- Прогноз и эффективность педагогического воздействия на детей с зпр
- Глава 7 ранний детский аутизм (рда)
- Дифференциальная диагностика рда
- Проявления рда на ранних этапах развития ребенка
- Особенности психического развития детей с рда
- Методы избавления от рда
- Диагностическая карта (авторы к.С. Лебединская и о.С. Никольская)
- Глава 8 дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Психофизиологические особенности
- Особенности развития и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Глава 9 воспитание и обучение детей с тяжелыми поражениями слуха и зрения
- Глава 10 деятельность медико-психолого-педагогической комиссии (мппк) Цели и задачи мппк
- Состав и организация работы мппк
- Методологические основы мппк
- Методы обследования нарушений в развитии дошкольников
- Группа показателей
- Методы обследования и диагностика нарушений в развитии детей школьного возраста
- История заболевания
- Общая симптоматология умственно отсталого ребенка