Первая группа
К первой группе было отнесено 35 детей в возрасте от 5 до 9 лет, у которых в неврологическом статусе преобладали моторно-премоторные нарушения. В анамнезе детей этой группы имелись указания на позднее появление и медленное накопление словаря, трудности формирования фразовой речи. 10 детей этой группы пользовалось небольшим количеством лепетных слов. Учитывая различный уровень речевого развития, мы разделили детей на две подгруппы.
К первой подгруппе было отнесено 10 детей в возрасте от 5 до 8 лет, у которых в неврологическом статусе определялся первый уровень восстановления. Исследование речевой деятельности у детей этой группы выявило изменения в импрессивной и экспрессивной речи.
К расстройствам импрессивной речи относилось резкое ограничение пассивного словаря, недостаточная сформированность фонематического слуха, повышенная утомляемость слухового анализатора.
Исследование моторной функции речи выявило значительное ограничение активного словаря и нарушение структуры слова: дети произносили небольшое количество лепетных слов, звукоподражаний. Дети артикулировали отдельные звуки и слоги, но переключение от одного слогового элемента к другому вызывало значительные затруднения. Эти трудности переключений лежали в основе ограничения активного словаря. Наряду с экспрессивными нарушениями отмечались и семантические, характеризующиеся стойкой привязанностью значения слова с конкретным предметом его обозначающим, ограничивая тем самым обобщающую функцию слова. Таким образом, на более низком уровне речевого развития для детей с алалией доступно лишь произнесение отдельных слоговых элементов, выраженное нарушение структуры слова, отсутствие фразовой речи. Фонетические нарушения не резко выражены, наличие или отсутствие звуков не играет в данном случае ведущей роли для формирования речи.
Исследование психических особенностей детей выявило достаточную ориентировку их в окружающей обстановке, адекватное поведение, участие в игровом процессе, возможность выполнения конкретных заданий.
Экспериментальное исследование выявило ограничение запаса общих понятий, недостаточную сформированность процессов отвлечения и обобщения и конструктивного праксиса. В процессе работы отмечалось: нестойкость активного внимания и повышенная его истощаемость, снижение памяти, особенно слухоречевой. Все задания выполнялись с трудом, медленно, отмечалось затруднение переключений, необходимость повторных побудительных инструкций для продолжения действия.
Таким образом, эта группа характеризовалась наиболее тяжелыми нарушениями речевых и нервно-психических расстройств и замедленной динамикой развития, обусловленных тяжестью органических и нейродинамических процессов.
Под влиянием целенаправленного медико-педагогического воздействия наблюдалась активизация речевой и психической деятельности: у детей увеличивался пассивный и активный словарь, улучшилось восприятие речи, у 4 человек начала формироваться фразовая речь. Обследуемые становились более активными на занятиях и в игровой деятельности, увеличивался запас общих понятий.
Дальнейшие наблюдения за детьми показали, что из 10 детей, находившихся под нашим наблюдением в дошкольных учреждениях, в школу для детей с расстройствами речи поступило 6, во вспомогательную – 2 и 2 находились на домашнем обучении. Обучение в школе проходило с большим трудом, дети медленно овладевали школьной грамотой, в речи отмечалось значительное ограничение словаря, выраженные и плохо корригируемые аграмматизмы.
В процессе обучения 1 ребенок был выведен во вспомогательную школу, другие находились под угрозой вывода.
В течение длительного периода наблюдений за детьми проводилась оценка интеллектуальной деятельности детей, и дифференциация ее с олигофренией. В пользу первичного синдрома речевой патологии и вторичных психических нарушений указывали специфические неврологические, нейродинамические и речевые расстройства, адекватность поведения, заинтересованность и продуктивность в работе. Наличие выраженных психических нарушений у детей данной подгруппы обусловлено сложным генезом, связанным с поражением сенсомоторной области.
Ко второй подгруппе было отнесено 25 детей в возрасте от 5 до
9 лет, в неврологическом статусе которых был выявлен ограниченный моторно-премоторный синдром (второй уровень восстановления). Исследование речи выявило расстройство импрессивного и экспрессивного компонентов. В импрессивной речи отмечалось ограничение пассивного словаря, аграмматизм, снижение слухо-речевой памяти, недостаточная сформированность фонематического слуха.
В экспрессивной речи было выявлено ограничение активного словаря, диссоциация между активным и пассивным словарем в пользу последнего. Отмечалось нарушение структуры слова: пропуски и перестановки слогов, упрощения слов, редукции флексий и другие вербальные парафазии. Активный словарь обогащался медленно. Фонетические нарушения были нерезко выражены, отмечались единичные гоморганные замены. У всех детей данной подгруппы имелась тенденция к формированию фразовой речи. Фраза была короткой, в ней преобладали номинативные формы, предикативность вводилась с трудом: вначале действие заменялось жестом, затем слово, обозначающее действие, появлялись в конце предложения. И только спустя длительный период времени слово занимало свое место во фразе, структура его улучшалась. У всех детей отмечались выраженные и трудно корригируемые аграмматизмы. У 8 детей данной группы наблюдалось клонотоническое заикание, возникшее в домашних условиях в период активизации словаря.
В процессе экспериментального исследования, наряду с расстройством экспрессивной речи, были выявлены особенности семантики, характеризующиеся стойкой приуроченностью значения слова к конкретному предмету, его обозначающему. Проведенный нами ассоцциативный эксперимент выявил отсутствие или ограничение формирования речевых целей, затруднение выбора слова по значению. Исследование показало также, что наряду с трудностями нахождения нужных слов при диалогической беседе или в монологической речи, имелись затруднения запуска речи и составления схемы целого высказывания. Поэтому детей данной группы, имеющих достаточный для пересказа словарный запас, затрудняло изложение.
Обучение детей с алалией в дошкольных учреждениях проходило медленно: словарный запас накапливался с большим трудом, структура слов была неустойчивой, во фразах отмечались выраженные аграмматизмы. В процессе занятий формировались речевые штампы, используемые детьми в спонтанной речи. Таким образом, лексико-грамматические расстройства преодолевались медленно, в то время как фонетические нарушения успешно восстанавливались под влиянием логопедических занятий.
Психолого-педагогическое исследование выявило хорошую ориентацию обследуемых в окружающей среде, адекватное поведение, достаточную активность в игровом процессе и заинтересованность в обучении. Дети критически относились к своему речевому дефекту, у всех был выражен речевой негативизм. Экспериментальное исследование выявило ограничение запаса общих понятий, связанных с недостаточной речевой функцией. Они имели представление о счете, цвете, форме и величине. Они правильно подбирали и соотносили фигуры, но при зарисовке их на бумаге отмечалось затруднение переключений от одной фигуры к другой. Им не удавалось зафиксировать несколько компонентов из сложного комплекса, какими являются плоские и объемные геометрические цветные фигуры.
При выполнении заданий на классификацию предметных картинок обследуемые справлялись с легкими вариантами с конкретным объяснением и затруднялись выполнить более сложные классификации предметов, основанных на базе речевого абстрагирования.
В процессе работы отмечались повышенная утомляемость, истощаемость, нестойкость активного внимания, снижение слухо-речевой памяти.
Под влиянием медико-педагогического воздействия отмечалось снижение речевых и психических нарушений: дети становились более усидчивыми и работоспособными, улучшалась память, обогащался пассивный и активный словарь, формировалась фразовая речь.
Из 25 детей данной подгруппы после выписки из стационара 14 детей поступило в массовую школу и 11 – в школу для детей с расстройствами речи. В массовой школе обучение проходило с большим трудом, дети не овладели слиянием, не могли научиться читать и писать. 10 из 14 детей занимались с логопедом амбулаторно. Но трудности обучения нарастали и постепенно 6 человек были выведены из массовой школы в речевую. Остальные вынуждены были ее оставить из 5–8 классов, так как не успевали по темпу и программе.
Дети, поступившие или переведенные в школу для детей с расстройствами речи, овладевали грамотой, продолжали обучение. Закончившие школу были социально адаптированы.
В процессе динамического наблюдения за психоречевым состоянием детей было отмечено постепенное сглаживание импрессивных и экспрессивных нарушений речи, более длительно сохранялись лексико-грамматические и логико-грамматические нарушения. Заметными оставались семантические нарушения и возможность составления программы целого высказывания – монологическая речь. Поэтому детям старших классов так трудно пересказать «своими словами» прочитанный рассказ или выученный урок. В ответах часто использовались хорошо упроченные речевые штампы.
Отмеченные нами резидуальные явления на поздних этапах развития были определены как третий уровень, характерным для которого являлись наиболее сложные речевые расстройства: лексико-семантические и лексико-грамматические, трудности формирования монологической речи. Психические нарушения к этому периоду сглаживаются: почти исчезает астенический синдром, накапливается запас общих понятий. Но полного восстановления нет. Можно отметить некоторые особенности психической недостаточности в виде ограничения общих понятий, формирующихся на базе речевого абстрагирования.
Таким образом, клинико-педагогическое исследование разрешило выявить особенности речевых и нервно-психических расстройств на разных этапах развития.
- С. Н. Шаховская р. Лалаева Логопатопсихология: учебное пособие
- Аннотация
- Р. И. Лалаева, с. Н. Шаховская Логопатопсихология От авторов-составителей
- Часть I Научно-теоретические основы логопатопсихологии Предисловие
- Л. С. Выготский Мысль и слово
- Н. И. Жинкин о кодовых переходах во внутренней речи
- Р. И. Лалаева Соотношение речи и мышления в онтогенезе
- Б. Ф. Ломов Проблемы общения в психологии
- Общение как базовая категория в психологии
- Функции и структура общения
- В. И. Лубовский Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей
- А. Р. Лурия Мозг и психика
- А. Р. Лурия Язык и дискурсивное мышление
- Ж. Пиаже Генетический аспект языка и мышления Мышление и символическая функция
- Язык и «конкретные» операции логики
- Язык и логика высказываний
- Д. Слобин Язык, речь и мышление
- О. Н. Усанова Диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей Интеллектуальное развитие детей
- Психологические параметры дизонтогенеза
- Взаимосвязь развития речи и других психических процессов
- О. Н. Усанова Специальная психология как наука Предмет и задачи специальной психологии
- Теоретические истоки специальной психологии
- Взаимосвязь специальной психологии с другими науками
- Методологические позиции и принципы специальной психологии
- Теоретическое и практическое значение специальной психологии
- О. Н. Усанова Психологическое изучение детей с аномалиями в развитии Задачи психологического изучения
- Принципы психологического изучения
- Методы изучения аномальных детей
- Обучающий эксперимент
- О. Н. Усанова Общие и специфические закономерности аномального развития
- О. Н. Усанова к вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами
- Часть II Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи Предисловие
- Раздел 1
- Психолого-педагогические особенности детей с недоразвитием речи
- Р. А. Белова-Давид
- Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
- Е. М. Мастюкова о расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи
- Объем кратковременной зрительной и словесной памяти
- Особенности заучивания, ретенции и репродукции у детей с недоразвитием речи
- Влияние ретроактивного торможения на процессы памяти у детей с недоразвитием речи
- Г. С. Гуменная Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи
- В. П. Глухов Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- С. И. Маевская Методы исследования сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи
- О. Н. Усанова, т. Н. Синякова Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи
- Л. С. Цветкова Речь и зрительный образ у детей с патологией речи
- Ю. Ф. Гаркуша Изучение неречевых умений у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
- Л. М. Шипицына, л. С. Волкова, э. Г. Крутикова Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией
- Раздел 2
- Психолого-педагогические особенности детей с алалией
- И. Т. Власенко
- Проблемы изучения познавательной деятельности детей с алалией
- Взгляды исследователей конца XIX – начала хх в. На познавательную деятельность детей недоразвитием речи
- Позиции советских дефектологов в исследовании познавательных процессов детей с алалией
- Критический анализ зарубежных исследований познавательной деятельности детей
- Актуальные вопросы изучения психических процессов детей с недоразвитием речи
- Особенности речемыслительной деятельности и словесной памяти детей с недоразвитием речи Психологическая структура мышления
- Методики изучения мышления и памяти
- Общая характеристика речи детей
- Специфика речемыслительного поиска противоположного значения у детей с недоразвитием речи
- Особенности словесной памяти у детей с недоразвитием речи
- Г. В. Гуровец Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия
- Первая группа
- Вторая группа
- Л. Р. Давидович к вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития
- В. А. Ковшиков Экспрессивная алалия. Психопатологические нарушения
- В. А. Ковшиков, ю. А. Элькин к вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией
- А. Н. Корнев Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией
- Е. Ф. Соботович к вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении
- Е. Ф. Соботович Сравнительная характеристика психического развития детей с моторной алалией и олигофренией
- О. Н. Усанова, ю. Ф. Гаркуша Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией
- Раздел 3
- Л. А. Данилова Особенности формирования познавательной деятельности и речи у детей с церебральным параличом
- Н. В. Симонова Особенности познавательной деятельности детей с церебральными параличами в дошкольном возрасте
- И. И. Мамайчук Познавательная деятельность дошкольников с церебральными параличами
- Р. И. Мартынова Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией
- 1. Результаты исследования физического статуса
- 2. Результаты исследования неврологического статуса
- 3. Результаты исследования психолого-педагогического статуса
- Внимание
- Мышление
- М. В. Ипполитова к вопросу о пространственных нарушениях у детей с церебральными параличами
- О. Л. Раменская о нарушениях памяти у детей старшего дошкольного возраста, страдающих детским церебральным параличом
- Т. И. Константинова к вопросу о причинах затруднений в подготовке к школе детей, страдающих детским церебральным параличом, и возможной коррекции этих затруднений
- Раздел 4
- Психолого-педагогические особенности заикающихся
- Г. А. Волкова
- Личностные характеристики заикающихся детей шестилетнего возраста
- Н. Ф. Комкова Сравнительная характеристика особенностей заикающихся детей
- В. И. Селиверстов Психологические особенности заикающихся
- Т. А. Болдырева, в. Ю. Ваниева Эффективность логопедической работы и особенности личности заикающихся
- Т. А. Болдырева, н. С. Фадеева Взаимосвязь особенностей личности заикающихся подростков с характеристикой семейных отношений
- Г. А. Волкова к вопросу о методике изучения межличностных отношений заикающихся детей дошкольного возраста
- Раздел 5
- Р. И. Лалаева Дислексия и аффективные нарушения
- С. С. Мнухин о врожденной алексии и аграфии
- Н. В. Разживина Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией
- Е. Н. Российская Особенности мотивации письменно-речевой деятельности учащихся с дисграфией
- Организация эксперимента
- Методика
- Анализ результатов
- А. А. Тараканова Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией
- Часть III Психолого-педагогическая коррекция особенностей личности детей с нарушениями речи Предисловие
- Г. А. Волкова Логопедическая ритмика
- Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией
- Ю. Ф. Гаркуша Развитие произвольного внимания у детей с моторной алалией 5–6 лет в процессе логопедической работы
- Г. С. Гуменная Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы
- И. И. Дёмина Содружество школы и семьи в воспитании учащихся
- Е. В. Кириллова Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей
- Р. И. Лалаева, а. Гермаковска Формирование симультанного анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи
- Н. В. Серебрякова Формирование логических операций у дошкольников с речевой патологией в процессе логопедической работы
- Н. А. Тугова Воспитание двигательных навыков у учащихся
- Н. А. Чевелева Воспитание внимания у учащихся с нарушениями речи
- В. И. Леонова Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи
- Словарь