Методологические позиции и принципы специальной психологии
…Важное значение для понимания аномального развития имеет принцип детерминизма. Он означает,во-первых, что все психические явления, как и психика в целом, понимаются как явления причинно обусловленные объективной действительностью, как отражение этой действительности;во-вторых, что все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга;в-третьих, данный принцип предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления. Детерминизм в его философском понимании означает, что внешняя причина не определяет непосредственно реакции человека, а действует через внутренние условия.
Нельзя рассматривать детерминизм как однолинейную систему (причина – следствие). Такими (каузальными) связями детерминизм не ограничивается. Есть детерминанты, которые сами по себе не порождают событий, но влияют на них (катализаторы). В реальной психической жизни следствие возникает не сразу после причины, а через некоторое время. В результате причиной того или иного явления может оказаться ряд событий или факторов, каждое из которых само по себе не вызывает эффекта, но накопление их приводит к определенному следствию. Это так называемые кумулятивные причинно-следственные связи. Важно также, что для психического развития характерна гетерохронность. Поэтому одна и та же причина в отношении одних «составляющих» приводит к одним результатам, а в отношении других – к иным. Отсюда следует, что изучая закономерности развития психики аномального ребенка, необходимо учитывать:
– различные виды детерминант;
– их системность и изменяемость в процессе развития (соотношения между разными типами детерминант в процессе развития ребенка непостоянны и связаны с критическими и сензитивными периодами развития).
В учении об аномальном развитии показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка. Детерминированность всех явлений, характеризующих аномальное развитие, связывается с различными патологическими факторами. Выявление этих факторов является одной из задач диагностики при определении затруднений в развитии и обучении ребенка.
Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта, объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего развития является этот дефект. Этот принцип выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся, а правильная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, причины возникновения изменений и возможные перспективы последующих изменений. Таким образом, принцип развития ориентирует не на статическое описание дефекта, а на выяснение динамики его развития…
Принцип единства сознания и деятельности. Известно, что биологически унаследованные свойства составляют лишь одно из условий формирования психических функций. Для человека необходимо овладение миром предметов и явлений, созданных человечеством. Именно деятельность является условием возникновения, фактором формирования и объектом приложения сознания человека. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание – это регулятор поведения и действий человека.
При изучении аномальных детей реализация принципа единства сознания и деятельности находит свое выражение в том, что деятельность аномального ребенка является одним из важных параметров оценки уровня его развития.
Благодаря применению этих принципов в специальной психологии осуществляется объективный подход к изучению психики аномальных детей.
Методологические основы и теоретические представления специальной психологии определяют общую методическую стратегию исследований в этой области знаний.
Деятельностный подход к анализу психического развития аномального ребенка, связан с представлением о том, что каждая психическая функция имеет сложную структуру, состоящую из ряда звеньев, и нарушение одной и той же функции протекает поразному, в зависимости от того, какое звено оказывается дефектным. Это определяет центральную задачу психолого-педагогического исследования аномальных детей – выявление качественной специфики нарушения. Качественный анализ психического развития аномального ребенка является принципиально важным условием исследований в специальной психологии.
- С. Н. Шаховская р. Лалаева Логопатопсихология: учебное пособие
- Аннотация
- Р. И. Лалаева, с. Н. Шаховская Логопатопсихология От авторов-составителей
- Часть I Научно-теоретические основы логопатопсихологии Предисловие
- Л. С. Выготский Мысль и слово
- Н. И. Жинкин о кодовых переходах во внутренней речи
- Р. И. Лалаева Соотношение речи и мышления в онтогенезе
- Б. Ф. Ломов Проблемы общения в психологии
- Общение как базовая категория в психологии
- Функции и структура общения
- В. И. Лубовский Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей
- А. Р. Лурия Мозг и психика
- А. Р. Лурия Язык и дискурсивное мышление
- Ж. Пиаже Генетический аспект языка и мышления Мышление и символическая функция
- Язык и «конкретные» операции логики
- Язык и логика высказываний
- Д. Слобин Язык, речь и мышление
- О. Н. Усанова Диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей Интеллектуальное развитие детей
- Психологические параметры дизонтогенеза
- Взаимосвязь развития речи и других психических процессов
- О. Н. Усанова Специальная психология как наука Предмет и задачи специальной психологии
- Теоретические истоки специальной психологии
- Взаимосвязь специальной психологии с другими науками
- Методологические позиции и принципы специальной психологии
- Теоретическое и практическое значение специальной психологии
- О. Н. Усанова Психологическое изучение детей с аномалиями в развитии Задачи психологического изучения
- Принципы психологического изучения
- Методы изучения аномальных детей
- Обучающий эксперимент
- О. Н. Усанова Общие и специфические закономерности аномального развития
- О. Н. Усанова к вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами
- Часть II Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи Предисловие
- Раздел 1
- Психолого-педагогические особенности детей с недоразвитием речи
- Р. А. Белова-Давид
- Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
- Е. М. Мастюкова о расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи
- Объем кратковременной зрительной и словесной памяти
- Особенности заучивания, ретенции и репродукции у детей с недоразвитием речи
- Влияние ретроактивного торможения на процессы памяти у детей с недоразвитием речи
- Г. С. Гуменная Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи
- В. П. Глухов Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- С. И. Маевская Методы исследования сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи
- О. Н. Усанова, т. Н. Синякова Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи
- Л. С. Цветкова Речь и зрительный образ у детей с патологией речи
- Ю. Ф. Гаркуша Изучение неречевых умений у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
- Л. М. Шипицына, л. С. Волкова, э. Г. Крутикова Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией
- Раздел 2
- Психолого-педагогические особенности детей с алалией
- И. Т. Власенко
- Проблемы изучения познавательной деятельности детей с алалией
- Взгляды исследователей конца XIX – начала хх в. На познавательную деятельность детей недоразвитием речи
- Позиции советских дефектологов в исследовании познавательных процессов детей с алалией
- Критический анализ зарубежных исследований познавательной деятельности детей
- Актуальные вопросы изучения психических процессов детей с недоразвитием речи
- Особенности речемыслительной деятельности и словесной памяти детей с недоразвитием речи Психологическая структура мышления
- Методики изучения мышления и памяти
- Общая характеристика речи детей
- Специфика речемыслительного поиска противоположного значения у детей с недоразвитием речи
- Особенности словесной памяти у детей с недоразвитием речи
- Г. В. Гуровец Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия
- Первая группа
- Вторая группа
- Л. Р. Давидович к вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития
- В. А. Ковшиков Экспрессивная алалия. Психопатологические нарушения
- В. А. Ковшиков, ю. А. Элькин к вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией
- А. Н. Корнев Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией
- Е. Ф. Соботович к вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении
- Е. Ф. Соботович Сравнительная характеристика психического развития детей с моторной алалией и олигофренией
- О. Н. Усанова, ю. Ф. Гаркуша Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией
- Раздел 3
- Л. А. Данилова Особенности формирования познавательной деятельности и речи у детей с церебральным параличом
- Н. В. Симонова Особенности познавательной деятельности детей с церебральными параличами в дошкольном возрасте
- И. И. Мамайчук Познавательная деятельность дошкольников с церебральными параличами
- Р. И. Мартынова Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией
- 1. Результаты исследования физического статуса
- 2. Результаты исследования неврологического статуса
- 3. Результаты исследования психолого-педагогического статуса
- Внимание
- Мышление
- М. В. Ипполитова к вопросу о пространственных нарушениях у детей с церебральными параличами
- О. Л. Раменская о нарушениях памяти у детей старшего дошкольного возраста, страдающих детским церебральным параличом
- Т. И. Константинова к вопросу о причинах затруднений в подготовке к школе детей, страдающих детским церебральным параличом, и возможной коррекции этих затруднений
- Раздел 4
- Психолого-педагогические особенности заикающихся
- Г. А. Волкова
- Личностные характеристики заикающихся детей шестилетнего возраста
- Н. Ф. Комкова Сравнительная характеристика особенностей заикающихся детей
- В. И. Селиверстов Психологические особенности заикающихся
- Т. А. Болдырева, в. Ю. Ваниева Эффективность логопедической работы и особенности личности заикающихся
- Т. А. Болдырева, н. С. Фадеева Взаимосвязь особенностей личности заикающихся подростков с характеристикой семейных отношений
- Г. А. Волкова к вопросу о методике изучения межличностных отношений заикающихся детей дошкольного возраста
- Раздел 5
- Р. И. Лалаева Дислексия и аффективные нарушения
- С. С. Мнухин о врожденной алексии и аграфии
- Н. В. Разживина Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией
- Е. Н. Российская Особенности мотивации письменно-речевой деятельности учащихся с дисграфией
- Организация эксперимента
- Методика
- Анализ результатов
- А. А. Тараканова Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией
- Часть III Психолого-педагогическая коррекция особенностей личности детей с нарушениями речи Предисловие
- Г. А. Волкова Логопедическая ритмика
- Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией
- Ю. Ф. Гаркуша Развитие произвольного внимания у детей с моторной алалией 5–6 лет в процессе логопедической работы
- Г. С. Гуменная Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы
- И. И. Дёмина Содружество школы и семьи в воспитании учащихся
- Е. В. Кириллова Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей
- Р. И. Лалаева, а. Гермаковска Формирование симультанного анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи
- Н. В. Серебрякова Формирование логических операций у дошкольников с речевой патологией в процессе логопедической работы
- Н. А. Тугова Воспитание двигательных навыков у учащихся
- Н. А. Чевелева Воспитание внимания у учащихся с нарушениями речи
- В. И. Леонова Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи
- Словарь