Часть II Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи Предисловие
У детей с различными формами речевых нарушений в ряде случаев имеются определенные психологические (психолого-педагогические, патопсихологические) особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Это в разной степени проявляется в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Бесспорным является факт, что нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях и именно ими вызываются.
Во II части «Логопатопсихологии» представлены материалы преимущественно психолого-педагогического изучения детей с общим недоразвитием речи, алалией, дизартрией, заиканием, нарушениями чтения и письма. Фрагменты (выдержки) из работ по этим нарушениям структурированы в соответствующую рубрикацию:
– Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи (по материалам Р. А. Беловой-Давид, И. Т. Власенко, Ю. Ф. Гаркуши и др.).
– Психолого-педагогические особенности детей с алалией (материалы Г. С. Гуменной, Л. Р. Давидович, В. А. Ковшикова и др.).
– Психолого-педагогические особенности детей с дизартрией (данные Л. А. Даниловой, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой и др.).
– Психолого-педагогические особенности заикающихся детей (извлечения из работ В. И. Селиверстова, Г. А. Волковой, Т. А. Болдыревой и др.).
– Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями чтения и письма (представлены фрагменты исследований, проведенных А. Н. Корневым, Р. И. Лалаевой, Е. Н. Российской и др.). Разумеется, приводимые материалы ни в коей мере не исчерпывают проблемное поле современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи с разной степенью полноты представлены в работах Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, И. Ю. Левченко, О. Е. Грибовой и многих других известных и уважаемых исследователей. Работы многих специалистов достойны упоминания, однако одним из основных критерий отбора материала была их малая доступность в настоящее время, поэтому включены в пособие издания преимущественно прошлых лет (до 2000 г.).
Современная диагностика психического развития детей с нарушениями речи не может не учитывать опыт прошлого, развивая его. В этом выражена диалектическая преемственность в специальной психологии и коррекционной педагогике и логопедии в ее составе.
В приводимых извлечениях, несмотря на мозаичность их, представлена целостная программа изучения детей с нарушениями речи и речемыслительной деятельности, охарактеризованы некоторые основополагающие принципы, методы и приемы изучения личности, приведены показатели диагностики и ее результаты.
Особое внимание уделено показателям дифференциальной диагностики, так как при внешне сходных проявлениях могут быть принципиально разные нарушения. Например, при алалии специфические особенности развития и структуры имеющихся отклонений отличаются от сходных аномалий при олигофрении, а особенности ребенка с сенсорной недостаточностью отличаются от ребенка с нарушенным слухом.
Общее недоразвитие речи, имеющее в разных случаях различную природу дефекта, характеризуется общностью типичных проявлений.
Как известно, общее недоразвитие речи подразделяется Р. Е. Левиной на три уровня, при этом несформированными оказываются все компоненты речи. И при каждом уровне развития у детей исследователями отмечены психолого-педагогические особенности.
Дети с первым уровнем развития практически безречевые, их характеризует негативизм, отсутствие форм и средств общения. Социальная адаптация детей в связи с этим затруднена.
Дети со вторым уровнем развития имеют уже определенный словарь общеупотребительных слов, владеют некоторыми грамматическими категориями. Их общая и речевая активность выше, чем у детей с первым уровнем, но по-прежнему их характеризует недостаточная устойчивость внимания, трудности его распределения, слабость мнестической деятельности и т. д. Дети могут быть соматически ослаблены, они имеют недостатки двигательной сферы и другие специфические особенности.
Дети с третьим уровнем развития достаточно свободно общаются, однако их речь далека от совершенства, что проявляется при попытках пользования развернутой связной речью.
Т. Б. Филичева выделила четвертый уровень развития, что уже вошло в практику современной логопедии, представила описание таких детей (а их достаточно много): у детей отмечаются остаточные явления нерезко выраженного недоразвития речи.
Психическое развитие детей с общим недоразвитием обычно в целом протекает более благополучно, чем развитие их речи.
При алалии имеют место различные речевые и неречевые, в том числе психолого-педагогические особенности, между которыми существуют сложные опосредованные отношения. В симптоматике расстройств при алалии, как установлено в последнее десятилетие в связи с развитием патопсихологии и психолингвистики, преобладающими являются языковые нарушения. Среди неречевых расстройств при алалии все исследователи отмечают наличие в той или иной мере выраженных моторных, сенсорных, психопатологических симптомов разного характера и в разной степени выраженных.
Исследователями описаны разные варианты двигательных, сенсорных, интеллектуальных, эмоционально-волевых нарушений при дизартрии.
Проблема личности детей с нарушением темпоритмической стороны речи, в том числе и заикающихся, традиционно рассматривается в двух планах:во-первых, именно определенные личностные особенности способствуют возникновению заикания, аво-вторых, возникнув, нарушение вызывает разнообразные личностные особенности. В связи с этим и строится система перевоспитания (на фоне лечения) личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.
При нарушениях чтения и письма в большинстве случаев у детей отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного, слухового анализа и синтеза, пространственных представлений, расстройства внимания, памяти, сукцессивных и симультанных процессов при восприятии и воспроизведении речевого и неречевого материала, недостаточность эмоционально-волевой сферы, девиантное поведение и другие особенности. В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, снижается развитие познавательной активности.
Материалы пособия структурированы достаточно произвольно, условно отражая традиционные подходы, творческий поиск по проблеме и методическое новаторство психологов, врачей, педагогов.
В приводимых извлечениях подчеркивается направленность на комплексность изучения особенностей детей, их речевую и неречевую деятельность, поведение. Показаны закономерности развития личности в условиях нарушения речи.
Выборки из работ преднамеренно разные по объему, отобраны только те материалы, которые в наибольшей мере акцентируют внимание на формирование разных сторон личностного развития в условиях речевого онтогенеза.
При этом подчеркнута неравномерность в развитии отдельных психических функций, своеобразие в протекании определенных психических процессов, в сенсорных функциях, что создает неповторимую индивидуальность каждого ребенка.
Во всех исследованиях подчеркнута мысль, что психическое развитие ребенка с нарушением речи – своеобразный путь развития, процессы которого обусловлены биологическими и социальными факторами.
Как это и принято в специальной психологии и коррекционной педагогике, психологические, нейропсихологические, психолингвистические концепции рассматриваются как основание для углубленного анализа психолого-педагогических особенностей детей. Методы диагностики при этом составляют основу для изучения и коррекции нарушений психического развития детей.
Ключевым для организации изучения, коррекционного обучения и воспитания детей является понятие Л. С. Выготского о системном характере нарушений развития, о структуре дефекта, в которой выявляются первично пострадавшее звено и вторичные наслоения, и о наличии компенсаторных, значительных потенциальных возможностях ребенка с нарушением речи.
С позиций системного подхода показана взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии разных компонентов речи, речемыслительной деятельности, мышления, поведения.
Приведенные в извлечениях факты, отражающие особенности психического развития детей с нарушениями речи, имеют диагностическое, коррекционное и прогностическое значение.
- С. Н. Шаховская р. Лалаева Логопатопсихология: учебное пособие
- Аннотация
- Р. И. Лалаева, с. Н. Шаховская Логопатопсихология От авторов-составителей
- Часть I Научно-теоретические основы логопатопсихологии Предисловие
- Л. С. Выготский Мысль и слово
- Н. И. Жинкин о кодовых переходах во внутренней речи
- Р. И. Лалаева Соотношение речи и мышления в онтогенезе
- Б. Ф. Ломов Проблемы общения в психологии
- Общение как базовая категория в психологии
- Функции и структура общения
- В. И. Лубовский Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей
- А. Р. Лурия Мозг и психика
- А. Р. Лурия Язык и дискурсивное мышление
- Ж. Пиаже Генетический аспект языка и мышления Мышление и символическая функция
- Язык и «конкретные» операции логики
- Язык и логика высказываний
- Д. Слобин Язык, речь и мышление
- О. Н. Усанова Диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей Интеллектуальное развитие детей
- Психологические параметры дизонтогенеза
- Взаимосвязь развития речи и других психических процессов
- О. Н. Усанова Специальная психология как наука Предмет и задачи специальной психологии
- Теоретические истоки специальной психологии
- Взаимосвязь специальной психологии с другими науками
- Методологические позиции и принципы специальной психологии
- Теоретическое и практическое значение специальной психологии
- О. Н. Усанова Психологическое изучение детей с аномалиями в развитии Задачи психологического изучения
- Принципы психологического изучения
- Методы изучения аномальных детей
- Обучающий эксперимент
- О. Н. Усанова Общие и специфические закономерности аномального развития
- О. Н. Усанова к вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами
- Часть II Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи Предисловие
- Раздел 1
- Психолого-педагогические особенности детей с недоразвитием речи
- Р. А. Белова-Давид
- Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
- Е. М. Мастюкова о расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи
- Объем кратковременной зрительной и словесной памяти
- Особенности заучивания, ретенции и репродукции у детей с недоразвитием речи
- Влияние ретроактивного торможения на процессы памяти у детей с недоразвитием речи
- Г. С. Гуменная Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи
- В. П. Глухов Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- С. И. Маевская Методы исследования сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи
- О. Н. Усанова, т. Н. Синякова Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи
- Л. С. Цветкова Речь и зрительный образ у детей с патологией речи
- Ю. Ф. Гаркуша Изучение неречевых умений у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
- Л. М. Шипицына, л. С. Волкова, э. Г. Крутикова Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией
- Раздел 2
- Психолого-педагогические особенности детей с алалией
- И. Т. Власенко
- Проблемы изучения познавательной деятельности детей с алалией
- Взгляды исследователей конца XIX – начала хх в. На познавательную деятельность детей недоразвитием речи
- Позиции советских дефектологов в исследовании познавательных процессов детей с алалией
- Критический анализ зарубежных исследований познавательной деятельности детей
- Актуальные вопросы изучения психических процессов детей с недоразвитием речи
- Особенности речемыслительной деятельности и словесной памяти детей с недоразвитием речи Психологическая структура мышления
- Методики изучения мышления и памяти
- Общая характеристика речи детей
- Специфика речемыслительного поиска противоположного значения у детей с недоразвитием речи
- Особенности словесной памяти у детей с недоразвитием речи
- Г. В. Гуровец Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия
- Первая группа
- Вторая группа
- Л. Р. Давидович к вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития
- В. А. Ковшиков Экспрессивная алалия. Психопатологические нарушения
- В. А. Ковшиков, ю. А. Элькин к вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией
- А. Н. Корнев Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией
- Е. Ф. Соботович к вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении
- Е. Ф. Соботович Сравнительная характеристика психического развития детей с моторной алалией и олигофренией
- О. Н. Усанова, ю. Ф. Гаркуша Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией
- Раздел 3
- Л. А. Данилова Особенности формирования познавательной деятельности и речи у детей с церебральным параличом
- Н. В. Симонова Особенности познавательной деятельности детей с церебральными параличами в дошкольном возрасте
- И. И. Мамайчук Познавательная деятельность дошкольников с церебральными параличами
- Р. И. Мартынова Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией
- 1. Результаты исследования физического статуса
- 2. Результаты исследования неврологического статуса
- 3. Результаты исследования психолого-педагогического статуса
- Внимание
- Мышление
- М. В. Ипполитова к вопросу о пространственных нарушениях у детей с церебральными параличами
- О. Л. Раменская о нарушениях памяти у детей старшего дошкольного возраста, страдающих детским церебральным параличом
- Т. И. Константинова к вопросу о причинах затруднений в подготовке к школе детей, страдающих детским церебральным параличом, и возможной коррекции этих затруднений
- Раздел 4
- Психолого-педагогические особенности заикающихся
- Г. А. Волкова
- Личностные характеристики заикающихся детей шестилетнего возраста
- Н. Ф. Комкова Сравнительная характеристика особенностей заикающихся детей
- В. И. Селиверстов Психологические особенности заикающихся
- Т. А. Болдырева, в. Ю. Ваниева Эффективность логопедической работы и особенности личности заикающихся
- Т. А. Болдырева, н. С. Фадеева Взаимосвязь особенностей личности заикающихся подростков с характеристикой семейных отношений
- Г. А. Волкова к вопросу о методике изучения межличностных отношений заикающихся детей дошкольного возраста
- Раздел 5
- Р. И. Лалаева Дислексия и аффективные нарушения
- С. С. Мнухин о врожденной алексии и аграфии
- Н. В. Разживина Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией
- Е. Н. Российская Особенности мотивации письменно-речевой деятельности учащихся с дисграфией
- Организация эксперимента
- Методика
- Анализ результатов
- А. А. Тараканова Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией
- Часть III Психолого-педагогическая коррекция особенностей личности детей с нарушениями речи Предисловие
- Г. А. Волкова Логопедическая ритмика
- Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией
- Ю. Ф. Гаркуша Развитие произвольного внимания у детей с моторной алалией 5–6 лет в процессе логопедической работы
- Г. С. Гуменная Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы
- И. И. Дёмина Содружество школы и семьи в воспитании учащихся
- Е. В. Кириллова Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей
- Р. И. Лалаева, а. Гермаковска Формирование симультанного анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи
- Н. В. Серебрякова Формирование логических операций у дошкольников с речевой патологией в процессе логопедической работы
- Н. А. Тугова Воспитание двигательных навыков у учащихся
- Н. А. Чевелева Воспитание внимания у учащихся с нарушениями речи
- В. И. Леонова Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи
- Словарь