logo

Н. А. Чевелева Воспитание внимания у учащихся с нарушениями речи

У большинства детей с различными дефектами речи, как известно, оказывается нарушенным внимание. Воспитание внимания в значительной степени повышает эффективность всего учебного процесса, в том числе и коррекцию речевых аномалий. В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед должен стремиться к тому, чтобы использовать каждую возможность для развития у учащихся внимания, умения распределять его, переключаться от одного вида деятельности к другому и т. д.

Остановимся на некоторых приемах развития внимания у детей в процессе обучения. Необходимо, чтобы внимание учеников мобилизовалось опосредовано, через организацию их деятельности. Полезно, например, обращаться с вопросом ко всему коллективу, и лишь когда все будут готовы к ответу – спрашивать одного. Хорошо, если учитель приучит детей прежде, чем писать на доске, – повторять продиктованное. В таком случае они приучаются не только внимательно слушать, но и удерживать в памяти задание.

Необходимо также приучать учеников проверять все, что они пишут на доске или в тетрадях. Такой вид работы позволяет развивать внимание детей и приучает их к самоконтролю. Хорошо также привлекать внимание всех учеников: «Посмотрите, верно ли он записал?», «Проверьте, так ли у вас записано?». В таком случае дети приучаются внимательно следить не только за своей работой, но и за ее выполнением товарищами. Со своей стороны учитель должен сам неотступно следить за правильностью выполнения детьми всех видов заданий и в случаях ошибок – тут же отмечать их. Такой постоянный контроль также способствует мобилизации внимания детей. …

Тезисы докладов IV Всесоюзных педагогических чтений. М., НИИ дефектологии АПН СССР. 1976. С. 153.