Н. Ф. Комкова Сравнительная характеристика особенностей заикающихся детей
В процессе работы с заикающимися школьниками мы наблюдали, что для одних детей характерны излишняя подвижность, отвлекаемость, нестойкость интересов. Они склонны к наименьшей затрате усилий при выполнении задания, спешат с ответами, не продумывая их. Успех в работе приводит детей в сильное возбуждение, они становятся несдержанными, болтливыми, громко выражают свою радость. В случае неудачи они проявляют растерянность. В работе с этими детьми мы четко определяли требования к ним. В учебном процессе использовали такие средства, как дозировка задания, смена видов работы, обязательное регламентирование времени (отсчет времени учителем, определенный знак в тетради, указывающий ученику на потерю времени и т. д.). Среди этой группы были дети, которых отличало стремление первенствовать, утвердить свое положение в коллективе, даже путем, приводящим к конфликту. Для правильного подхода к данным учащимся мы учитывали отношение учеников к себе (их самооценку). Надо было конкретно разобраться в переживаниях каждого ученика, связанных с его самооценкой и уровнем его притязаний. Прежде всего этим детям показали, какой сложности задания они могут выполнить, и с чем не справляются.
В процессе обучения заикающихся школьников мы наблюдали также детей очень замедленных. Они с трудом приспосабливались к новым условиям работы, медленнее переключались с одного вида деятельности на другой, не проявляли инициативы на уроках, в играх, были пассивны в речи. В работе с этими детьми мы вводили элемент соревнования. При этом соревнования проводили не между отдельными детьми, а между группами детей, чтобы у каждого ребенка воспитывалось чувство ответственности. С помощью определенных занятий, поручений мы вырабатывали у учащихся скорость переключения, быстроту реакции.
Среди описываемых детей были школьники, внешне равнодушные к неуспеху, неудовлетворительным оценкам. В работе с этими детьми мы всегда поддерживали искру проявленного интереса, оценивали не только результат проделанной работы, но и поощряли ту настойчивость, которую учащиеся проявили, выполняя то или иное задание.
На основе приведенных фактов мы составляли на каждого ученика подробные характеристики. Полученный материал оказался очень полезным в определении дифференцированного подхода к заикающимся школьникам. Мы предполагаем продолжить начатые наблюдения с тем, чтобы более полно учитывать индивидуальные особенности заикающихся детей в коррекционно-воспитательной работе.
Тезисы докладов IV Всесоюзных педагогических чтений НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1976. С. 126.
- С. Н. Шаховская р. Лалаева Логопатопсихология: учебное пособие
- Аннотация
- Р. И. Лалаева, с. Н. Шаховская Логопатопсихология От авторов-составителей
- Часть I Научно-теоретические основы логопатопсихологии Предисловие
- Л. С. Выготский Мысль и слово
- Н. И. Жинкин о кодовых переходах во внутренней речи
- Р. И. Лалаева Соотношение речи и мышления в онтогенезе
- Б. Ф. Ломов Проблемы общения в психологии
- Общение как базовая категория в психологии
- Функции и структура общения
- В. И. Лубовский Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей
- А. Р. Лурия Мозг и психика
- А. Р. Лурия Язык и дискурсивное мышление
- Ж. Пиаже Генетический аспект языка и мышления Мышление и символическая функция
- Язык и «конкретные» операции логики
- Язык и логика высказываний
- Д. Слобин Язык, речь и мышление
- О. Н. Усанова Диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей Интеллектуальное развитие детей
- Психологические параметры дизонтогенеза
- Взаимосвязь развития речи и других психических процессов
- О. Н. Усанова Специальная психология как наука Предмет и задачи специальной психологии
- Теоретические истоки специальной психологии
- Взаимосвязь специальной психологии с другими науками
- Методологические позиции и принципы специальной психологии
- Теоретическое и практическое значение специальной психологии
- О. Н. Усанова Психологическое изучение детей с аномалиями в развитии Задачи психологического изучения
- Принципы психологического изучения
- Методы изучения аномальных детей
- Обучающий эксперимент
- О. Н. Усанова Общие и специфические закономерности аномального развития
- О. Н. Усанова к вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами
- Часть II Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи Предисловие
- Раздел 1
- Психолого-педагогические особенности детей с недоразвитием речи
- Р. А. Белова-Давид
- Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
- Е. М. Мастюкова о расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи
- Объем кратковременной зрительной и словесной памяти
- Особенности заучивания, ретенции и репродукции у детей с недоразвитием речи
- Влияние ретроактивного торможения на процессы памяти у детей с недоразвитием речи
- Г. С. Гуменная Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи
- В. П. Глухов Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- С. И. Маевская Методы исследования сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи
- О. Н. Усанова, т. Н. Синякова Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи
- Л. С. Цветкова Речь и зрительный образ у детей с патологией речи
- Ю. Ф. Гаркуша Изучение неречевых умений у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
- Л. М. Шипицына, л. С. Волкова, э. Г. Крутикова Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией
- Раздел 2
- Психолого-педагогические особенности детей с алалией
- И. Т. Власенко
- Проблемы изучения познавательной деятельности детей с алалией
- Взгляды исследователей конца XIX – начала хх в. На познавательную деятельность детей недоразвитием речи
- Позиции советских дефектологов в исследовании познавательных процессов детей с алалией
- Критический анализ зарубежных исследований познавательной деятельности детей
- Актуальные вопросы изучения психических процессов детей с недоразвитием речи
- Особенности речемыслительной деятельности и словесной памяти детей с недоразвитием речи Психологическая структура мышления
- Методики изучения мышления и памяти
- Общая характеристика речи детей
- Специфика речемыслительного поиска противоположного значения у детей с недоразвитием речи
- Особенности словесной памяти у детей с недоразвитием речи
- Г. В. Гуровец Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия
- Первая группа
- Вторая группа
- Л. Р. Давидович к вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития
- В. А. Ковшиков Экспрессивная алалия. Психопатологические нарушения
- В. А. Ковшиков, ю. А. Элькин к вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией
- А. Н. Корнев Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией
- Е. Ф. Соботович к вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении
- Е. Ф. Соботович Сравнительная характеристика психического развития детей с моторной алалией и олигофренией
- О. Н. Усанова, ю. Ф. Гаркуша Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией
- Раздел 3
- Л. А. Данилова Особенности формирования познавательной деятельности и речи у детей с церебральным параличом
- Н. В. Симонова Особенности познавательной деятельности детей с церебральными параличами в дошкольном возрасте
- И. И. Мамайчук Познавательная деятельность дошкольников с церебральными параличами
- Р. И. Мартынова Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией
- 1. Результаты исследования физического статуса
- 2. Результаты исследования неврологического статуса
- 3. Результаты исследования психолого-педагогического статуса
- Внимание
- Мышление
- М. В. Ипполитова к вопросу о пространственных нарушениях у детей с церебральными параличами
- О. Л. Раменская о нарушениях памяти у детей старшего дошкольного возраста, страдающих детским церебральным параличом
- Т. И. Константинова к вопросу о причинах затруднений в подготовке к школе детей, страдающих детским церебральным параличом, и возможной коррекции этих затруднений
- Раздел 4
- Психолого-педагогические особенности заикающихся
- Г. А. Волкова
- Личностные характеристики заикающихся детей шестилетнего возраста
- Н. Ф. Комкова Сравнительная характеристика особенностей заикающихся детей
- В. И. Селиверстов Психологические особенности заикающихся
- Т. А. Болдырева, в. Ю. Ваниева Эффективность логопедической работы и особенности личности заикающихся
- Т. А. Болдырева, н. С. Фадеева Взаимосвязь особенностей личности заикающихся подростков с характеристикой семейных отношений
- Г. А. Волкова к вопросу о методике изучения межличностных отношений заикающихся детей дошкольного возраста
- Раздел 5
- Р. И. Лалаева Дислексия и аффективные нарушения
- С. С. Мнухин о врожденной алексии и аграфии
- Н. В. Разживина Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией
- Е. Н. Российская Особенности мотивации письменно-речевой деятельности учащихся с дисграфией
- Организация эксперимента
- Методика
- Анализ результатов
- А. А. Тараканова Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией
- Часть III Психолого-педагогическая коррекция особенностей личности детей с нарушениями речи Предисловие
- Г. А. Волкова Логопедическая ритмика
- Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией
- Ю. Ф. Гаркуша Развитие произвольного внимания у детей с моторной алалией 5–6 лет в процессе логопедической работы
- Г. С. Гуменная Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы
- И. И. Дёмина Содружество школы и семьи в воспитании учащихся
- Е. В. Кириллова Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей
- Р. И. Лалаева, а. Гермаковска Формирование симультанного анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи
- Н. В. Серебрякова Формирование логических операций у дошкольников с речевой патологией в процессе логопедической работы
- Н. А. Тугова Воспитание двигательных навыков у учащихся
- Н. А. Чевелева Воспитание внимания у учащихся с нарушениями речи
- В. И. Леонова Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи
- Словарь