Вопрос 3.
Характеристика обучаемости как признака образовательных перспектив ребенка.
(Определение из психологического словаря)
Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности).
Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах.
Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).
Традиционно обучаемость рассматривается как важнейший дифференциально-диагностический критерий.
В этой связи уместно обратиться к известному учебному пособию «Основы специальной психологии». В нем отмечается: «Изучение нормально развивающихся детей, детей, имеющих умственную отсталость и задержку психического развития, проведенное различными авторами (В.И. Лубовский, А.Я. Иванова, Т.В. Егорова, Т.В. Розанова, У.В. Ульенкова и др.), показывает, что наиболее надежным дифференциально-диагностическим показателем, позволяющим различать детей данных категорий между собой, является показатель обучаемости, а точнее, различия в скорости, качестве, осознанности усвоения новых знаний, навыков умений».
Выделяются пять уровней логического переноса как главного критерия обучаемости ребенка: полный перенос, неполный перенос, полный перенос в наглядно-действенной форме, неполный перенос в наглядно-действенной форме, отсутствие переноса.
Факт снижения обучаемости при задержке психического развития признается всеми исследователями, однако отмечается, что обучаемость страдает не грубо. В.И. Лубовским снижение обучаемости у детей с задержкой психического развития характеризуется как незначительное. Для учителей-дефектологов и учителей начальных классов важно знать, как это снижение влияет на успешность учебной деятельности детей данной категории.
Исследователями признается, что «в ситуации индивидуального обследования дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи (производить группировки предметов, «схватывать» переносный смысл пословиц, устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом и т.д.) почти на уровне нормально развивающихся сверстников». Более того, изначально признавалось, что «дети, которые имеют незначительную, слабо выраженную задержку психического развития, могут обучаться в массовой школе при условии, если учитель знает их особенности и оказывает им специфическую помощь. В этом случае они постепенно, через 2–3 года сравниваются со своими нормально развивающимися сверстниками».
Поэтому крайне важно отражение возможности принятия учеником обучающей помощи в психолого-педагогической характеристике, которая предоставляется в психолого-медико-педагогическую комиссию. Это необходимо для решения вопроса о выборе условий обучения и оказания коррекционно-педагогической помощи: специальной общеобразовательной школы (специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания), с одной стороны, или обычного класса и занятий на пункте коррекционно-педагогической помощи, с другой стороны.
- Вопрос 1.
- I . Задержка психического развития конституционного происхождения.
- II. Задержка психического развития соматогенного происхождения.
- IV. Задержка психического развития церебрастенического происхождения.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- 2. Принцип комплексного изучения детей
- 3. Принцип системного изучения детей (системный подход)
- 4. Принцип динамического изучения ребенка
- 5. Принцип учета актуального уровня и потенциального уровня (выявление и учет потенциальных возможностей ребенка)
- 6. Принцип качественно-количественного подхода
- 7.Принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития
- 8. Принцип развития
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Вопрос 9.
- Психолого-педагогическая диагностика трудностей в обучении