logo
1 ПЗ

8. Принцип развития

Предполагает исследование условий возникновения психических нарушений, выявляет тенденции к развитию ребенка, определяет характер развития, обнаруживает факторы компенсации. Одна из задач изучения ребенка – прогнозирование возможных изменений в его развитии.

Обучение детей с задержкой психического развития строится с опорой на действующие учебники. Однако планирование учебного содержания имеет свои особенности. Специфика обнаруживается в структурировании материала, методике его преподавания.

Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:

+ усиления практической направленности изучаемого материала;

+ выделения сущностных признаков изучаемых явлений;

+ опоры на жизненный опыт ребенка;

+ ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

+ необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материла;

+ введения в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирования у учащихся деятельностных функций, необходимых для решения учебных задач (С. Г. Шевченко).

Составной частью коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса является индивидуально-групповая работ; направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития.

Это специальные занятия, имеющие целью не только повышение общего, интеллектуального уровня развития, но и решение конкретных задач предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения и др.

Коррекционно-развивающее обучение осуществляется на всех уроках. Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения на основе всех вышеизложенных общепедагогических, частнодидактических и психологических принципов дл начинающего учителя - сложная проблема.

Технология обучения включает информационный и управленческий компоненты. Информационный компонент технологии обучения предполагает определение объема и состава информации, отбор и компоновку ее, свертывание и развертывание, выделение основных информационных единиц и введение их в учебный процесс, установление зависимости между основным понятием, которое должно быть усвоено, и вспомогательными знаниями (научными фактами, экспериментальными данными, практическими сведениями и т. д.); адаптацию учебного содержания к возрасту и возможностям детей, а также к целям.

Способы трансляции учебной информации, содержание педагогических действий, контакты учителя с учащимися при решении учебной проблемы, реализация обратных связей, прогнозирование своих действий и реакций на них учеников, педагогическая оценка процесса и результатов взаимодействия в учебном процессе — всё это необходимые характеристики управленческого компонента технологий обучения. Именно этот аспект вызывает значительные трудности у начинающих педагогов.