Вопрос 8.
Развитие до необходимого уровня школьно значимых психических функций.
+ по каждому процессу
Коррекционно-развивающее обучение не может быть успешным без формирования у школьников способностей целеполагания в учебной деятельности. Такая способность включает целый ряд конкретных умений, которым следует обучать школьника:
- принятие и понимание цели, поставленной учителем; удержание, сохранение цели учителя в сознании в течение длительного времени и подчинение ей своего поведения; переопределение цели учителя «для себя», «наложение» ее на опыт;
- самостоятельная постановка целей, их осознание и формирование, умение мысленно представлять себе цель до начала действия;
- выбор одной цели из нескольких других и обоснование этого выбора;
- умение соотносить цели со своими возможностями, определять реальность, достижимость, заменять нереальные цели реальными;
- активная проверка, уточнение своих целей;
- определение последовательности целей, выделение главных и второстепенных целей;
- определение ресурсов (времени и сил) для достижения каждого из целей;
- постановка новых целей с учетом уровня достижений (успеха-неуспеха) предыдущих целей, т.е. прежних результатов выполнения учебных действий;
- конкретизация целей, определение их зависимости от условий, т. е. постановка задачи (задача есть цель, заданная в определенных условиях);
-постановка гибких целей и перспективных целей, т. е. изменение целей в зависимости от ситуации, а также целей, выходящих за пределы данной ситуации; предвидение последствий достижения целей;
- определение оптимальных средств и способов достижения поставленных целей;
- постановка нестандартных, нестереотипных, оригинальных целей.
Каждый из процессов целеобразования в учебной деятельности не является одномоментным актом. Это сложный процесс выполнения школьником нескольких действий. Например, анализа условий, оценки своих возможностей, сопоставления разных целей между собой и т.д. Держать эти действия в поле внимания, актуализировать, направлять - важная задача учителя в учебном процессе.
Принятие учеником учебной цели и актуализация ее для себя возможны, если цель эмоционально заряжена. Эмоциональная заряженность учебных целей - одно из определенных условий успеха коррекционно-развивающей деятельности.
В психологии установлено, что эмоции оказывают существенное влияние на процесс и результат любой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают деятельность (учение), но и предшествуют ей, предвосхищают ее. Это подготавливает ребенка к включению в деятельность.
- Вопрос 1.
- I . Задержка психического развития конституционного происхождения.
- II. Задержка психического развития соматогенного происхождения.
- IV. Задержка психического развития церебрастенического происхождения.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- 2. Принцип комплексного изучения детей
- 3. Принцип системного изучения детей (системный подход)
- 4. Принцип динамического изучения ребенка
- 5. Принцип учета актуального уровня и потенциального уровня (выявление и учет потенциальных возможностей ребенка)
- 6. Принцип качественно-количественного подхода
- 7.Принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития
- 8. Принцип развития
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Вопрос 9.
- Психолого-педагогическая диагностика трудностей в обучении