logo
1 ПЗ

Вопрос 8.

Развитие до необходимого уровня школьно значимых психических функций.

+ по каждому процессу

Коррекционно-развивающее обучение не может быть успешным без формирования у школьников способностей целеполагания в учебной деятельности. Такая способность включает целый ряд конкретных умений, которым следует обучать школьника:

- принятие и понимание цели, поставленной учителем; удержание, сохранение цели учителя в сознании в течение длительного времени и подчинение ей своего поведения; переопределение цели учителя «для себя», «наложение» ее на опыт;

- самостоятельная постановка целей, их осознание и формирование, умение мысленно представлять себе цель до начала действия;

- выбор одной цели из нескольких других и обоснование этого выбора;

- умение соотносить цели со своими возможностями, определять реальность, достижимость, заменять нереальные цели реальными;

- активная проверка, уточнение своих целей;

- определение последовательности целей, выделение главных и второстепенных целей;

- определение ресурсов (времени и сил) для достижения каждого из целей;

- постановка новых целей с учетом уровня достижений (успеха-неуспеха) предыдущих целей, т.е. прежних результатов выполнения учебных действий;

- конкретизация целей, определение их зависимости от условий, т. е. постановка задачи (задача есть цель, заданная в определенных условиях);

-постановка гибких целей и перспективных целей, т. е. изменение целей в зависимости от ситуации, а также целей, выходящих за пределы данной ситуации; предвидение последствий достижения целей;

- определение оптимальных средств и способов достижения поставленных целей;

- постановка нестандартных, нестереотипных, оригинальных целей.

Каждый из процессов целеобразования в учебной деятельности не является одномоментным актом. Это сложный процесс выполнения школьником нескольких действий. Например, анализа условий, оценки своих возможностей, сопоставления разных целей между собой и т.д. Держать эти действия в поле внимания, актуализировать, направлять - важная задача учителя в учебном процессе.

Принятие учеником учебной цели и актуализация ее для себя возможны, если цель эмоционально заряжена. Эмоциональная заряженность учебных целей - одно из определенных условий успеха коррекционно-развивающей деятельности.

В психологии установлено, что эмоции оказывают существенное влияние на процесс и результат любой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают деятельность (учение), но и предшествуют ей, предвосхищают ее. Это подготавливает ребенка к включению в деятельность.