Психолого-педагогическая диагностика трудностей в обучении
Выявление трудностей в обучении в процессе обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии
Процедуре обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии предшествует изучение его психолого-педагогической характеристики. Обследование может подтвердить или не подтвердить наличие трудностей, которые в ней отражены.
Содержание педагогического обследования, в процессе которого выявляются достижения, уровень которых подтверждает (или опровергает) наличие трудностей в обучении, определяется с учетом возраста ребенка в соответствии с разделами «Протоколов обследования», приведенных в приложениях к «Положению о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Для определения рекомендуемых условий дальнейшего обучения (например, класса интегрированного (совместного) обучения или обычного класса с зачислением на пункт коррекционно-педагогической помощи) принципиально важно реализовать принцип учета «зоны ближайшего развития» и установить, как успешно принимается обучающая помощь. При наличии качественной психолого-педагогической характеристики ее можно продумать заранее с учетом указанных в характеристике конкретных проявлений трудностей в обучении.
Объективно составленный протокол обследования должен быть достаточно конкретен. Например, в графе, характеризующей элементарные математические представления ребенка дошкольного возраста, необходимо указать, на каком этапе овладения этими представлениями он находится. Например: «Владеет установлением отношений больше, меньше, поровну. Преобразование множеств, изменяющих количество, выполняет с помощью педагога. После оказания обучающей помощи сходные задания самостоятельно не выполняет».
Изучение у детей, поступающих в школу, дочисловых количественных представлений
Известно, что многие дети с трудностями в обучении, поступающие в школу, не владеют дочисловыми количественными представлениями, что крайне затрудняет овладение ими программным материалом по математике.
Изучение дочисловых количественных представлений у них проводится в том случае, если выявляется несформированность представлений о числе в пределах пяти.
Для выявления состояния дочисловых количественных представлений могут быть рекомендованы задания, предложенные И.В. Чумаковой. При обследовании ребенка, психолого-педагогическая характеристика которого не квалифицирует эти представления достаточно конкретно, можно начинать с заданий на сравнение множеств по количеству (установление отношений больше, меньше, поровну). В зависимости от успешности их выполнения обследование продолжается либо предшествующими, либо последующими заданиями.
Особо обращаем внимание на нетрудоемкость этих заданий, что делает их применение в условиях обследования на психолого-медико-педагогической комиссии абсолютно реальным.
Изучение у детей, поступающих в школу, представлений о числе, навыков счета и вычислений
Для выявления у детей, поступающих в школу, представлений о числе, навыков счета и вычислений, могут быть рекомендованы задания, предложенные в пособии Е.А. Стребелевой и др.
Сначала целесообразно предложить задания, выполнением которых нормально развивающийся ребенок овладевает на 5-м году жизни.
При выполнении этих заданий выявляются следующие умения: выделять из множества заданное количество предметов (например, взять 3 палочки), определять количество предметов и выполнять счетные операции (например, сначала предлагается запомнить, сколько палочек, затем они закрываются экраном, за которым отнимается часть палочек; педагог, предъявляя ребенку отнятые палочки, задает ему вопрос: «Сколько палочек там осталось?», указывая на экран) в пределах трех или пяти. Методика предусматривает оказание обучающей помощи.
С учетом успешности выполнения этих заданий далее предлагаются задания, ориентированные на достижения нормально развивающихся шестилетних детей.
- Вопрос 1.
- I . Задержка психического развития конституционного происхождения.
- II. Задержка психического развития соматогенного происхождения.
- IV. Задержка психического развития церебрастенического происхождения.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- 2. Принцип комплексного изучения детей
- 3. Принцип системного изучения детей (системный подход)
- 4. Принцип динамического изучения ребенка
- 5. Принцип учета актуального уровня и потенциального уровня (выявление и учет потенциальных возможностей ребенка)
- 6. Принцип качественно-количественного подхода
- 7.Принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития
- 8. Принцип развития
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Вопрос 9.
- Психолого-педагогическая диагностика трудностей в обучении