Вопрос 5.
Цель и основные направления коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении (ЗПР).
Основной целью работы с детьми с задержкой психического развития является создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезатаптацию этих детей. Педагоги должны обеспечивать оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в физическом и нервно-психическом здоровье. Охране и укреплению здоровья учащихся с задержкой психического развития отводится особая роль, в связи, с чем проводится специальная работа. Необходимым моментом организации коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка.
При изучении школьников принимаются во внимание следующие показатели:
1. Физическое состояние и развитие ребёнка: динамика физического развития, особенности слуха и зрения; особенности развития двигательной сферы, координация движения; особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, количество ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности).
2. Особенности и уровень познавательных процессов: особенности восприятия пространства и времени; особенности внимания, памяти, мышления, речи; познавательные интересы, любознательность.
3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, уровень освоения учебной деятельности.
4. Особенности эмоционально -личностной сферы: эмоционально -волевая зрелость, способность к волевому усилию, преобладающее настроение; особенности самооценки, отношение со сверстниками и взрослыми; поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привычки.
5. Особенности усвоения ЗУН-ов, предусмотренных программой: общая осведомлённость об окружающем мире и о себе, сформированность навыков чтения и письма, счёте и решении задач.
Анализ особенностей психического развития детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, и рекомендаций, содержащихся в психолого-педагогической литературе, позволяет выделить следующие направления и соответствующие задачи коррекционно-педагогической работы при их подготовке к обучению в школе.
1) «Освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств предметов, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных)».
2) Формирование продуктивных видов деятельности.
3) Формирование игровой деятельности.
4) Обеспечение сенсорного и психомоторного развития в соответствии с возрастными нормативными показателями в процессе разных видов деятельности.
5) Формирование в процессе разных видов деятельности умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать его выполнение.
6) Уточнение и расширение запаса представлений об окружающем.
7) Развитие устной речи и подготовка к обучению грамоте:
– развитие пассивного и активного словаря;
– развитие фонетико-фонематического восприятия;
– развитие диалогической и монологической речи.
8) Формирование элементарных математических представлений в соответствии с возрастными нормативными показателями.
Названные задачи необходимо решать независимо от того, в каких условиях (специального дошкольного учреждения, специальной группы, группы интегрированного (совместного) обучения и воспитания, пункта коррекционно-педагогической помощи) обеспечивается подготовка ребенка к обучению в школе.
Организация коррекционно-педагогической помощи детям с трудностями в обучении на базе пункта коррекционно-педагогической помощи.
«Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи» показаниями к приему в группы для детей с трудностями в обучении определяет:
– смешанное расстройство учебных навыков (ЗПР психогенного происхождения);
– другие общие расстройства развития (ЗПР соматогенного происхождения).
В исключительных случаях в эти группы могут быть зачислены дети, у которых выявлены:
– расстройство развития учебных навыков (ЗПР конституционального происхождения);
– смешанные специфические расстройства психического развития (ЗПР церебрально-органического происхождения);
– детский аутизм по типу общего нарушения развития.
Напомним, что соотнесение указанных нарушений психического развития согласно МКБ-10 и клинических типов ЗПР в данном Положении осуществлено на основании «Методических рекомендаций по использованию Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Анализ обоснованности такого соотнесения выходит за рамки рассматриваемого вопроса.
Актуальным является вопрос: чем следует руководствоваться при зачислении детей с трудностями в обучении на пункт коррекционно-педагогической помощи в порядке исключения? Ответ совершенно очевиден – оценкой выраженности трудностей в обучении. Даже у детей, у которых выявляется ЗПР церебрально-органического происхождения, эти трудности могут быть выражены в разной мере.
Решение других важных организационных вопросов (наполняемость группы – 5–6 детей, сроки комплектования групп – как правило, с 1 по 15 сентября, период проведения занятий – в основном, с 16 сентября по 20 мая, формы организации и продолжительность занятий – групповая (25–45 минут), подгрупповая (20–35 минут), индивидуальная (15–40 минут), периодичность проведения занятий – 2–4 раза в неделю, ведение документации) четко регламентировано «Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи».
Укажем также, что проблемным остается вопрос организации коррекционно-педагогической помощи детям с трудностями в обучении, у которых медиками не диагностированы соответствующие нарушения психического развития. В настоящее время типичной является ситуация, когда дети с трудностями в обучении начинают получать соответствующую их состоянию коррекционно-педагогическую помощь лишь после года обучения в обычном классе. Хотя эта ситуация постепенно улучшается, принципиально изменить ее может создание на пунктах коррекционно-педагогической помощи диагностико-коррекционных групп.
Организация коррекционных занятий в группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания.
Решение вопросов организации коррекционных занятий в группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания непосредственно регламентировано «Инструкцией о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания».
На проведение коррекционно-педагогических занятий в группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания на одного ребенка с трудностями в обучении выделяется 2,5 часа в неделю.
Учитель-дефектолог такой группы проводит коррекционные занятия и занятия по тем же образовательным областям (разделам программы) специальных дошкольных учреждений для детей с трудностями в обучении, что и учитель-дефектолог этих учреждений. Перечень этих образовательных областей согласовывается с центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и утверждается приказом руководителя учреждения образования.
Форма проведения занятий – индивидуальная или групповая.
Важнейшей задачей занятий является подготовка детей к занятиям в составе всей группы.
Организация коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе (специальном классе) для детей с трудностями в обучении.
Недавно принятый образовательный стандарт специального образования содержит следующее определение коррекционных занятий: «Коррекционные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая обеспечивает исправление или ослабление имеющихся у учащихся физических и (или) психических нарушений.
В соответствии с данным образовательным стандартом учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении предусматривает проведение следующих коррекционных занятий: по развитию познавательной деятельности и социально-бытовой ориентировке общим объемом 4 часа в неделю в I–V классах; по социальному ориентированию в VI–VIII классах объемом 2 часа в неделю; социальному ориентированию и современным средствам коммуникации в IX–X классах общим объемом 2 часа в неделю. Предусматривается, что эти занятия могут проводиться как индивидуальные или групповые. Учебное время, которое отводится на эти занятия, не учитывается в максимальную допустимую нагрузку на одного ученика.
Обращаем внимание, что решение данных вопросов определяется в первую очередь нормативными правовыми документами, включая учебные планы. Выполнение рекомендаций научных и научно-педагогических работников, в т. ч. наших, не являются обязательным; эти рекомендации могут быть правомерными и приняты педагогическим работниками школы при условии строгого соответствия нормативно-правовым документам.
В этой связи укажем на известное методическое пособие В.В. Гладкой, в котором говорится о проведении коррекционных занятий учителем-дефектологом. Данная рекомендация отражает мнение ее автора, но в специальной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении не может быть принята к обязательному выполнению.
Учебными планами уже традиционно предусматривается, что коррекционные занятия проводятся на основе индивидуальных коррекционных программ. Совершенно очевидно, что для учителя-дефектолога, который не проводит в I–V классах с данными учащимися уроки, разработка таких программ на каждого из них серьезно затруднена хотя бы потому, что он не знаком в должной мере с проявлениями особенностей их познавательной деятельности при усвоении учебного материала по различным предметам. Поэтому в I–V классах предпочтительным является проведение коррекционных занятий учителем класса.
Организация коррекционных занятий в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания полной и неполной наполняемости.
В первую очередь решение вопросов организации коррекционных занятий в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания определяется «Инструкцией о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания».
В классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания полной наполняемости, где совместно с нормально-развивающимися учениками обучаются только дети с трудностями в обучении, нет проблемы в организации проведения коррекционных занятий в объеме, предусмотренном учебным планом специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении.
В классах интегрированного (совместного) обучения неполной и полной наполняемости, в которых совместно с нормально-развивающимися учениками обучаются и дети с трудностями в обучении, и дети с интеллектуальной недостаточностью либо с тяжелыми нарушениями речи, коррекционные занятия с ними ограничены в объеме. Иначе оказывается невозможным выполнение учебного плана. Тем не менее, на коррекционные занятия необходимо выделять не менее одного часа в неделю».
В настоящее время в Республике Беларусь обязательным условием организации специального образования и коррекционно-педагогической помощи детям с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, является определение медиками соответствующего нарушения психического развития – «расстройства психологического развитии» согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра: смешанного расстройства учебных навыков, расстройства развития учебных навыков неуточненного, смешанных специфических расстройств психологического развития, других общих расстройств развития.
На наш взгляд, это является одной из причин, по которой в значительной части случаев эти дети начинают получать необходимые им условия образования лишь после малоуспешного обучения в первом классе.
В то же время известно, что своевременно оказанная коррекционно-педагогическая помощь может позволить предупредить неуспеваемость этих детей и включить их в обычное школьное обучение.
Как путь решения проблемы предлагается создание на пунктах коррекционно-педагогической помощи диагностико-коррекционных групп. Показанием для зачисления в эти группы могли бы быть стойкие трудности в усвоении программного материала при наличии установленных педагогами- психологами недостатков познавательной деятельности.
Принятие такого предложения и его реализации в «Положении о пункте коррекционно-педагогической помощи» могли бы иметь не только социально-педагогический, но и экономический эффект посредством сокращения количества учащихся классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания.
- Вопрос 1.
- I . Задержка психического развития конституционного происхождения.
- II. Задержка психического развития соматогенного происхождения.
- IV. Задержка психического развития церебрастенического происхождения.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- 2. Принцип комплексного изучения детей
- 3. Принцип системного изучения детей (системный подход)
- 4. Принцип динамического изучения ребенка
- 5. Принцип учета актуального уровня и потенциального уровня (выявление и учет потенциальных возможностей ребенка)
- 6. Принцип качественно-количественного подхода
- 7.Принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития
- 8. Принцип развития
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Вопрос 9.
- Психолого-педагогическая диагностика трудностей в обучении