Вопрос 4.
Особенности учебной (учебно-познавательной) деятельности детей с трудностями в обучении и пути ее нормализации.
Анализ психолого-педагогической литературы, в которой рассматривается данный вопрос, позволяет выделить следующие особенности учебно-познавательной деятельности младших школьников с ЗПР.
+ Снижение мотивации учебно-познавательной деятельности, которое может усугубляться в результате переживания неудач. В то же время достижение успехов (пусть даже они уступают успехам одноклассников) и его осознание могут способствовать формированию положительного отношения к учебе и познавательных интересов.
+ Быстрая истощаемость и, как следствие, повышенная отвлекаемость и снижение работоспособности на уроке. В состоянии утомления могут наблюдаться неадекватные эмоциональные реакции.
Частая смена «рабочих» и «нерабочих» состояний в сочетании с пониженной познавательной активностью приводят к тому, что получаемые на занятиях обрывочные знания, недостаточно закрепленные и не связанные в системы, очень быстро теряются; порой создается впечатление, будто материал вовсе не изучался.
Старательность и активность сменяются небрежностью и неряшливостью. Работы остаются незаконченными. Количество ошибок резко возрастает, дети их не видят и не исправляют. Нередко учащиеся не могут повторить за учителем простых формулировок». Исходя из этого, рекомендуется чередование умственной и практической деятельности, подбор объема упражнений с учетом состояния работоспособности и другие известные меры предупреждения утомляемости. Поддержание рабочего состояния ученика будет зависеть и от того, насколько удалось мотивировать его деятельность.
+ Трудности ориентировки в учебном задании, планировании и контроле его выполнения. В частности, проблематичным бывает выполнение инструкции (как устной, так и письменной), содержащей несколько требований.
Дети приступают к выполнению задания, например, решению арифметической задачи, не будучи достаточно сориентированными в его (ее) условии и не определив план действий. При выполнении упражнений из учебников русского (белорусского) языка они часто не руководствуются приведенными в них образцами.
В письменных работах учащихся с ЗПР, обучающихся в обычных условиях и не получающих должной коррекционно-педагогической помощи, обычно обнаруживается большое количество ошибок. В особенности страдает корректирующий самоконтроль, то есть самостоятельное нахождение и исправление допущенных ошибок. Соответственно, они нуждаются в оказании помощи на разных этапах выполнения задания.
Однако помощь педагога может быть весьма эффективной. Н.А. Никашина отмечает: «Иногда бывает достаточно изменить условия работы ученика (например, вызвать его к доске), и задание выполняется правильно, по существу, безо всякой дополнительной помощи».
Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития
Понятие «задержка психического развития» характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом, обусловленное инфекцией, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенной внутриутробно, при родах или в раннем детстве, нарушениями эндокринной системы или другими хроническими соматическими заболеваниями.
Исследованиями отечественных ученых установлено, что задержка психического развития проявляется у школьников в замедлении скорости приема сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости интересов, ограниченности знаний и представлений об окружающем.
Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости, возбудимости или заторможенности, несформированности произвольной регуляции поведения. Как правило, для указанной категории школьников характерны повышенная истощаемость и сниженная работоспособность.
Дети быстро утомляются, не могут усваивать стандартный объем информации. Часто наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики, затруднения в координации движений.
Отставание в речевом развитии проявляется чаще всего в бедности словарного запаса, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций, в наличии фонетико-фонематической недостаточности.
Эти особенности развития и вызывают значительные трудности в процессе обучения. У детей с ЗПР страдает словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление у них протекает наравне с нормально развивающимися детьми.
Наглядно-образное мышление доступно не всем детям. Учащиеся не понимают, что в задании главное, а что второстепенное. В этом контексте понимания главное для них – речевое наглядно-образное мышление, а не конкретно-понятийное
- Вопрос 1.
- I . Задержка психического развития конституционного происхождения.
- II. Задержка психического развития соматогенного происхождения.
- IV. Задержка психического развития церебрастенического происхождения.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- 2. Принцип комплексного изучения детей
- 3. Принцип системного изучения детей (системный подход)
- 4. Принцип динамического изучения ребенка
- 5. Принцип учета актуального уровня и потенциального уровня (выявление и учет потенциальных возможностей ребенка)
- 6. Принцип качественно-количественного подхода
- 7.Принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития
- 8. Принцип развития
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Вопрос 9.
- Психолого-педагогическая диагностика трудностей в обучении