logo
лекции ПФВиС 2012

2.5. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников

Перед современным учителем физической культуры стоит за­дача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать не­обходимые для этого физические и психические качества и полу­чали удовлетворение от этих уроков.

Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная.

Познавательная активность учащихся заключается во внима­тельном восприятии учебного материала и осмысленном отноше­нии к нему, что вызывает прочное его освоение.

Двигательная активность учащихся связана с непосредствен­ным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.

Другими словами, и познавательная и двигательная активность прежде всего характеризуется психической активностью школь­ника.

Исходя из двойственного определения психической активнос­ти человека (биологическая и социальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физической культуры. К ним относятся:

  1. биологические факторы: потребность в движении, потреб­ность в сохранении жизни и здоровья;

  2. социальные факторы: особенности организации деятельно­сти на уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями.

Интерес — это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта. В психологии интерес характеризуют ря­дом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойч и в о с т ь (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

Интересы учащихся к урокам физической культуры отличают­ся достаточным разнообразием: стремлением укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движе­ний, походку и т.п. Мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.

Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Младшими школьниками прежде всего управляет интерес к двигательной активности вообще (на основе первичных мотивов). Они и без уроков физической культуры лю­бят бегать, прыгать и играть.

Подростки занимаются физическими упражнениями, исполь­зуя мотивы, связанные с развитием личности (вторичные моти­вы). Например, ими движет желание быть похожим на какого-либо «героя», который является их кумиром, эталоном для под­ражания, или развивать объем мышечной массы для того, чтобы иметь авторитет среди определенного круга людей.

Старшеклассники на первое место ставят мотивы, связанные с их жизненными планами. Их занятие физическими упражнения­ми в первую очередь вызвано целью подготовить себя к конкрет­ной будущей профессиональной деятельности.

Каждый учитель физической культуры, который стремится к тому, чтобы учащиеся проявляли высокую степень активности на его уроках, должен строить учебный процесс, учитывая возраст­ные особенности и мотивацию учащихся.