logo
лекции ПФВиС 2012

3.6. Роль представлений в управлении движениями

Особая роль принадлежит представлениям о двигательных дей­ствиях.

Обучение технике физических упражнений в физическом вос­питании и спорте всегда начинается с создания представления об изучаемом действии. Это необходимо для того, чтобы сформировать в сознании ученика образ реального действия, который дол­жен служить эталоном при практическом исполнении движений, с помощью которого спортсмен осуществляет контроль и управ­ление в своей деятельности. Любое двигательное действие или физическое упражнение каждый человек выполняет только так, как он его себе представляет.

Представление служит программой для реализации двигатель­ных действий.

Имеющийся в памяти человека эталон (идеальный образ) дей­ствия является тем необходимым элементом деятельности, кото­рый в определенных условиях следует воспроизвести с максималь­ной точностью. В этом заключается программирующая функция представления.

Перед выполнением двигательного действия представление о движении с помощью механизмов идеомоторных реакций (регу­лировка функций) позволяет организму подготовиться к пред­стоящей деятельности. Так сочетаются программирующая и регу­лирующая функции.

В процессе выполнения действия по каналам обратной связи в кору больших полушарий головного мозга поступает информация о внешних условиях деятельности и о самом действии. Эта инфор­мация сравнивается с программой движений (представлением), и если она соответствует ему, — деятельность продолжается. Если возникают какие-либо рассогласования, то в деятельность вно­сятся необходимые коррективы. В данном случае ведущая роль принадлежит регулирующей функции представления.

Регулирующая функция проявляется и после окончания дей­ствия. Воспоминания об ощущениях, возникших в ходе выполне­ния движений, позволяют человеку, анализируя свою деятель­ность, понимать причины тех или иных ошибок. Такая мысли­тельная работа заключается в переработке имеющейся информации в представлениях об идеальном образе и реально исполненном действии.

Представления о двигательных действиях выполняют еще одну функцию, которая успешно используется в спортивной практике. Эта функция — тренирующая. Известно, что, представляя себе движения, можно упражняться, совершенствуя технику любых двигательных действий. На практике эта функция называется идео-моторной тренировкой. Она характеризуется тем, что спортсмен оживляет систему механизмов произвольных движений, вследствие чего возникают микрореакции нервно-мышечной, вегетативной и других функциональных систем организма. Эти реакции иден­тичны реальным, которые возникают при практическом выпол­нении движений. В результате осуществления идеомоторной тренировки (многократного мысленного повторения) происходит закрепление структуры механизмов тренируемого произвольного действия.

Важно отметить, что идеомоторная тренировка имеет свои принципы, позволяющие повышать эффективность функции:

чем ярче и отчетливее представление, тем ярче выражен тре­нирующий эффект;

эффект возрастает, если представление сопровождается «мыс­ленным проговариванием» процесса выполнения действия;

эффект станет особенно ярким, если спортсмен овладел про­странственными признаками движений;

тренирующий эффект может быть негативным, если представ­ление ошибочно.