5.5. Авторитет учителя физической культуры
Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет учитель. Если он пользуется авторитетом у учащихся, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие.
Авторитет учителя формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому именно авторитет следует считать вторичным компонентом профессионального мастерства педагога. Придя работать в школу, молодой специалист начинает завоевывать себе авторитет. Для правильной организации этого процесса важно знать, что может определить авторитет учителя физической культуры.
Авторитет учителя физической культуры слагается из ряда компонентов.
Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Очень важен и статус учителя как спортсмена в прошлом.
Авторитет возраста определяется тем, что учитель для школьников всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом.
Авторитет должности (статус учителя как педагога) дополняется психолого-педагогическими знаниями и умениями учителя.
Нравственный авторитет (авторитет учителя как личности) создается, во-первых, формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога, учителя, во-вторых, действительным соответствием приписываемых себе личностных характерис-тик как учителю особенностям своего «Я».
Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда учитель позволяет ученикам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения учителя с учениками не перешли в «панибратство», поэтому между ними должна соблюдаться определенная дистанция.
Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, учитель, уступая школьникам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного материала.
Этот авторитет хорош до определенных пределов, но в целом его следует считать отрицательным, не соответствующим основным требованиям и принципам современного подхода к организации обучения (личностно-деятельностный подход), равно как и ряд нижеследующих видов авторитета учителя.
Авторитет подавления основан на боязни учеников перед учителем.
Как правило, учителя, склонные таким образом завоевать авторитет, считают, что воспитание сводится к простому послушанию.
Авторитет чванства обычно основан на хвастовстве учителя, подчеркивающего свои достоинства и заслуги в прошлом, когда учитель был спортсменом. Правда, в младших и средних классах спортивные успехи учителя физической культуры оказывают влияние на формирование авторитета, но только на начальных этапах совместной деятельности, затем ведущая роль в создании авторитета переходит к профессиональным и личностным качествам педагога. Для создания авторитета резонерства характерно поведение учителя, который постоянно поучает учеников, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен.
Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм, порядка. В данном случае учитель руководствуется бюрократическими принципами.
Перечисленные компоненты образуют единый авторитет учителя,в котором может преобладать тот или иной тип. Формируя положительный авторитет учителя физической культу ры, необходимо осознавать, что оптимально для данного педагога (учитывая его способности, умения, индивидуальный стиль деятельности), и составить перечень необходимых образующих компонентов (расположив их в порядке значимости), которые могли бы способствовать выделению всех личностных и профессиональных его достоинств и не вредили бы процессу воспитания и обучения школьников.
- 1.5.Задачи психологии физического воспитания и спорта
- 2.1. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
- 2.2. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
- 2.3. Особенности мыслительной деятельности
- 2.4. Особенности проявления памяти
- 2.5. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
- 2.6. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
- 2.7. Дидактические принципы
- 3.1. Психологическая характеристика физических качеств
- 3.2.Психологические особенности двигательных навыков
- 3.3. Стадии формирования двигательных навыков
- 3.4. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных действий
- 3.5. Специализированные восприятия в спорте
- 3.6. Роль представлений в управлении движениями
- 3.7. Реакция в спорте
- 3.8. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
- 3.9. Предсоревновательные психические состояния
- 3.10. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения
- 3.11. Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор, снижающий результативность в спортивной деятельности
- 5.1. Деятельность учителя физической культуры
- 5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры
- 5.3. Умения учителя физической культуры
- 5.4. Стиль деятельности учителя физической культуры
- 5.5. Авторитет учителя физической культуры
- 5.6.Психологические особенности личности тренера