logo
лекции ПФВиС 2012

2.4. Особенности проявления памяти

Память — это процессы запоминания, сохранения и воспро­изведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Дру­гими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Ос­новная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощу­щения и восприятия исчезали бы бесследно.

Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Па-' мять служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведени­ем, деятельностью. Без памяти человек всегда оставался бы в со­стоянии новорожденного.

На уроках физической культуры проявляются все виды памя­ти: при показе физических упражнений ведущая роль принадле­жит зрительной памяти; при объяснении (описании, рассказе) — слуховая и словесно-логическая; при выполнении физических уп­ражнений — двигательная, тактильная, вестибулярная.

Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физичес­кого упражнения, при разучивании тактических действий, раз­личных комбинаций спортивных движений и т.д.

Слуховая память связана с запоминанием звуков. Словесно-ло­гическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроиз­ведения слов, понятий. Если слуховая память в основном обеспе­чивает ориентировку человека в окружающей обстановке, то сло­весно-логическая помогает человеку мыслить (использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и понимать высказывания других людей.

Особую роль при занятиях физической культурой играют дви­гательная, тактильная и вестибулярная память, связанные с за­поминанием, сохранением и воспроизведением сигналов, посту­пающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепто­ров кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти использу­ются человеком при разучивании физических упражнений и ис­полнении их. Известно, что разные движения (их параметры) за­учиваются с различной степенью прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необ­ходимых для выполнения тех или иных действий, легче — про­странственные параметры действий, еще легче — временные па­раметры движений. Экспериментально доказано, что соотноше­ние степени прочности запоминания по этим параметрам может быть представлено как 7:2:1. Известны и особенности запомина­ния параметров движений согласно возрастным периодам. Так, учащиеся I — III классов затрачивают большее количество време­ни на заучивание движений. По сравнению со старшеклассника­ми, они тратят больше времени: на 50% — заучивая степень мы­шечных усилий; на 25% — запоминая амплитуды движений; на 11% — усваивая временные соотношения движений.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные пере­живания.

Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания могут вы­зывать у школьника неуверенность при выполнении физических упражнений, порой отказ от выполнения. Положительные эмо­циональные воспоминания побуждают ученика к действию, де­лают его увереннее.

Любая деятельность в жизни человека, в том числе и спортив­ная, закрепляется во всех видах его памяти, составляя интеграль­ные образования. Из интегральных видов памяти особое значение

в физическом воспитании имеет память на движения. Они запо­минаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, ко­торый в дальнейшем становится эталоном для управления движе­ниями при выполнении двигательных действий.